За неполный 2022 год в России было продано около 24 млн смартфонов, подсчитали в «М.Видео-Эльдорадо». «Известия» ознакомились с данными аналитиков сети. Динамику продаж относительно 2021-го ритейлер не приводит. Но ранее в «М.Видео-Эльдорадо» сообщали, что в прошлом году в РФ было реализовано около 30 млн аппаратов — то есть рынок сократился на 20%.
Схожие данные у Mobile Research Group: по итогам этого года продажи смартфонов в РФ могут составить 26,5 млн единиц против 32,5 млн в прошлом — по этим подсчетам, снижение также составляет примерно 20%.
В МТС сказали о сокращении продаж на 19% в штуках и на 22% в деньгах.
Как следует из материалов «М.Видео-Эльдорадо», позиции брендов существенно изменились. По итогам 2022-го Apple и Samsung вместе заняли 30% этого рынка, что на 15 п.п. меньше, чем годом ранее. На столько же (с 50 до 65%) выросла доля китайских марок — для них это рекордный показатель, утверждают представители ритейлера.
«В рейтинге наиболее популярных у россиян брендов в штуках первым стал Xiaomi, занимавший годом ранее вторую строчку. С четвертой на вторую позицию поднялся Realme, увеличивший долю почти в 2,5 раза. Третьим стал Samsung, лидировавший в прошлые годы», — сказано в отчете ритейлера. На четвертом месте оказалась компания Apple, на пятое впервые вышел китайский бренд Tecno.
Данные, которые приводят «М.Видео-Эльдорадо» и Mobile Research Group, говорят о том, что российский рынок смартфонов сократился впервые с 2015 года: покупательская активность тогда снизилась из-за резкого скачка курсов валют в конце 2014-го и ажиотажного инвестиционного спроса: тогда происходила массовая скупка электроники, в частности смартфонов.
В этом году обвал на рынке смартфонов произошел весной. В качестве причин участники рынка назвали волатильность курсов валют, прекращение поставок смартфонов ведущих мировых брендов, проблемы с логистикой, временное замораживание программ кредитования и рассрочки. Во II квартале этого года рынок по сравнению с I кварталом сократился на треть, рассказывали «Известиям» в одном из ритейлеров. Но уже в III квартале после запуска в РФ параллельного импорта началось восстановление: с июля по сентябрь в РФ продали около 7 млн смартфонов, что на 60% больше, чем кварталом ранее, когда реализовали 4,4 млн аппаратов, сообщали в «М.Видео-Эльдорадо».
К концу года рынок стабилизировался, можно отметить изменение спроса, — прежде всего, значительно вырос интерес к смартфонам из КНР, которые сейчас представляют достойную конкуренцию А- и B-брендам, сказал руководитель направления «Телеком» Ozon Алексей Зайцев.
— Китайские бренды укрепили свои позиции на российском рынке в связи с сокращением ассортимента от производителей из других стран, — отметил директор по продажам «Мегафона» Давид Борзилов. — Если в прошлом году их доля в рознице «Мегафона» составляла 46%, то сейчас она достигла 80%. В следующем году мы ожидаем дальнейшего роста продаж китайских смартфонов.
В 2023-м продажи смартфонов в России, скорее всего, будут примерно такими же, как и в этом, дал прогноз руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. О восстановлении рынка говорить преждевременно хотя бы потому, что в мире продажи «умных» телефонов тоже сокращаются — переходящие на аппараты с двумя SIM-картами пользователи более не нуждаются в покупке второго телефона, рассуждает он.
Снижение продаж в России не превысило 20%, потому что покупательная способность населения в итоге не сильно снизилась — несмотря на прогнозы, доллар не стоит 200 рублей, отметил эксперт.
По данным «М.Видео-Эльдорадо», средний чек на смартфоны в РФ в 2022 году снизился на 5%, до 22,5 тыс. рублей. Люди стали покупать относительно недорогие модели, отметил Сергей Половников.
— После прекращения поставок и промокампаний ведущих мировых брендов с покупателей спали «маркетинговые шоры», и выяснилось, что приемлемый по характеристикам аппарат можно купить не за 100 тыс. рублей, а за 30 тыс., покупатели стали рациональнее, — сказал эксперт. — Именно отсутствие рекламы и изменившееся поведение потребителей приводят к тому, что спрос на дорогие смартфоны в России резко снизился.
Покупатели стали реже смотреть в премиальный сегмент и чаще выбирать смартфоны стоимостью до 50 тыс. рублей, согласен Алексей Зайцев.
В пресс-службе «Ситилинка» тоже отметили, что в этом году россияне выбирали более бюджетные устройства, чаще всего они приобретали смартфоны в диапазоне цен 5–15 тыс. рублей.
— Средний чек на смартфоны у нас на уровне 20 тыс. рублей. По продажам в штуках наиболее популярны Xiaomi, Realme и Samsung. В прошлом году это были Xiaomi, Samsung и Apple, — сказал представитель ритейлера.
О том, что в следующем году продажи смартфонов в России изменятся не сильно, сказал и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Более серьезно обвалиться рынку не дали ценовые войны между китайскими вендорами, в первую очередь Realme и Tecno, считает он.
В целом люди переориентировались на новые бренды, а покупки стали рациональнее, согласен эксперт. Для рынка год оказался не таким плохим, как предполагалось весной, — у людей есть деньги и они готовы тратить их на гаджеты, заключил Эльдар Муртазин.
Валерий Кодачигов