Мероприятие традиционно прошло в Санкт-Петербурге в ноябре при поддержке и участии ОАО «РЖД», на него съехалось около 600 делегатов, представлявших 14 стран и 270 организаций. В своем приветственном письме президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил, что «Инфотранс» помогает выработке и реализации «прогрессивных решений в принципиально важном сегменте рынка транспортных услуг – информатизации железнодорожных перевозок». Открывая мероприятие, вице-президент ОАО «РЖД» Алексей Илларионов заявил о важности современного ИТ-комплекса для решения сложных задач, стоящих сегодня перед ведущим перевозчиком России. Высокий уровень работы с ИТ-решениями и их большую роль в бизнесе компании подчеркнул и Андрей Павловский, начальник Департамента информатизации ОАО «РЖД».
В течение всей конференции работала и выставка достижений информационных технологий на транспорте. Компания SAS Россия/СНГ, которая вот уже 14 лет является стратегическим партнером ОАО «РЖД» и ежегодно принимает участие в «Инфотрансе», во время демонстраций на своем стенде и в ходе круглых столов представила 4 группы аналитических разработок, охватывающих ключевые бизнес-области сотрудничества компаний.
Во-первых, это обновленная версия платформы – SAS 9.4. За три года с момента выхода предыдущей версии SAS 9.3 на первый план вышли задачи работы с «большими данными» при высоких скоростях. SAS 9.4 обеспечивает еще более высокую производительность распределенных вычислений, технологий in-database и in-memory, что позволяет пользователям быстрее обрабатывать «большие» и потоковые данные, извлекая из них полезные знания.
Почему вопросы повышения производительности и распределения вычислительной нагрузки так важны для ведущей транспортной компании? Корпоративное информационное хранилище SAS (КИХ) давно стало стандартом де-факто для хранения и аналитической обработки данных в ОАО «РЖД», а также для подготовки регулярной корпоративной отчетности для топ-менеджмента. За прошедший год число пользователей КИХ значительно возросло и к октябрю 2013 года превысило 21 000 человек, что привело к серьезному увеличению нагрузки на Хранилище. Поэтому одной из важнейших задач становится повышение устойчивости КИХ, особенно в период пиковых нагрузок (например, в конце года, когда все начинают сдавать отчетность). Платформа SAS 9.4 отвечает новым задачам крупнейшего перевозчика. В частности, теперь аналитика SAS может легко интегрироваться с промышленными аппаратно-программными вычислительными комплексами других мировых вендоров – как в технологии in-database, так и в технологии in-memory. В настоящее время решается вопрос о выборе оптимального инструмента высокопроизводительных вычислений для КИХ.
Вторая разработка – это решение SAS Master Data Management, которое позволяет создать единое, точное и унифицированное представление основных данных предприятия. В условиях быстрого развития и усложнения ИТ-ландшафта организации, все сложнее становится управлять и находить точки пересечения между различными данными, процессами и отчетами. SAS MDM, по оценке Gartner, включает лучшие в своем классе технологии повышения качества данных (такие, как очистка, корректировка, стандартизация и де-дубликация данных на основе принципа «золотой записи»), а также дает возможность легко интегрировать и сводить данные из разных источников.
Реализованный SAS комплексный подход к управлению данными в масштабах предприятия позволяет увязывать бизнес-задачи различных подразделений организации на уровне ведения единой справочной информации, а также формировать единый слой метаданных, которые объединяют бизнес-задачи и относящиеся к ним бизнес процессы, а также реализуемые в организации ИТ-инициативы. Важно, что решение SAS предполагает не консолидацию справочников в одной системе, а создание информационных объектов, распределяющих ответственность между существующими системами за поддержку тех или иных справочников.
Третья группа представленных SAS разработок – это решения целого ряда аналитических задач, в первую очередь, оптимизационных, которые могут охватывать весь холдинг. Сегодня ОАО «РЖД» развивается в условиях усилившейся конкуренции с другими видами транспорта – в области как грузовых, так и пассажирских перевозок. Чтобы при стагнации экономики и падении объема грузоперевозок не допустить резкого падения выручки, руководство сделало фокус на оптимизации внутренних процессов с целью повышения доходности и эффективности бизнеса. Соответствующие решения SAS уже используются в холдинге. Так, в результате пилотного проекта по оптимизации составности пассажирских поездов только на одном направлении, в ходе которого было определено оптимальное количество купейных и плацкартных вагонов, безо всяких дополнительных затрат перевозчик получил экономию в 300 тысяч рублей в день, что за год составляет больше 10 млн рублей. Исходными данными для анализа послужили данные по спросу и предложению, востребованности и остаткам билетов, динамике пассажирских потоков.
Особый интерес вызвали решения SAS по аналитическому b2b CRM, которые могут помочь специалистам экономико-логистического блока ОАО «РЖД» решить задачу оптимизации заказов на грузоперевозки. Проанализировав поток заказов, распределение вагонов по сети, коммерческие показатели каждого заказа и ряд других параметров, можно достичь существенного повышения доходности дочерних компаний. Предложения SAS основываются на многолетнем опыте сотрудничества с Центом фирменного транспортного сотрудничества (ЦФТО) и сегодня становятся актуальными в силу резкого роста конкуренции в сегменте грузовых перевозок.
Четвёртое направление, в рамках которого SAS уже давно сотрудничает с ОАО «РЖД» – это стратегическое управление и отчетность. Целью является координация процессов внутри организации для эффективной реализации общей стратегии. Решение SAS Strategy Management позволяет: формулировать стратегии и цели, определять связи между задачами, ключевыми показателями эффективности (KPI) и реализуемыми проектами; осуществлять постановку задач и приоритетов, определять пороговые значения стратегических целей и показателей, координировать стратегии подразделений и отдельных сотрудников в соответствии с общими целями организации; контролировать ход решения задач и достижения целей, проверять соответствие реальных результатов ожиданиям. SAS Strategy Management – это мощный аналитический инструмент, который привязывает стратегию компании к текущим бизнес-процессам и текущему управлению на базе KPI. И такой проект в ОАО «РЖД» уже идет. В рамках Стратегической программы развития компании разработана система ключевых показателей, которая сначала охватила весь управленческий аппарат, а сейчас совершенствуется и детализируется на уровне отдельных подразделений. Для визуализации результатов, расширенного мониторинга и анализа взаимосвязи различных KPI компания SAS предлагает мощный инструмент – SAS Visual Analytics, который служит для быстрого (вплоть до режима реального времени) и сверхточного анализа больших объемов данных и предоставляет возможность работы на мобильных устройствах.
«РЖД всегда отличала чрезвычайно развитая способность к самомобилизации в сложных условиях, – констатирует Кирилл Бутаев, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании SAS Россия/СНГ. – Недаром компания, несмотря ни на какие обстоятельства, всегда входила в пятерку крупнейших предприятий России по объему реализации продукции. И сегодня интерес к аналитическим и оптимизационным инструментам, как адекватному ответу на внутренние и внешние вызовы РЖД, абсолютно закономерен. Мы уверены, что аналитика SAS, ценность которой признана во всем мире, поможет нашему стратегическому партнеру в решении новых амбициозных задач, и у нашего сотрудничества – большое будущее».