Эти задачи в произвольном порядке и пытались решить в уходящем году представители государственных и коммерческих структур. В начале года в центре внимания были многочисленные (общим числом пять) попытки реанимирования школьного портала, привести который в чувство, впрочем, удалось не окончательно. Одновременно с этим, государство озаботилось поставкой в школу программного обеспечения. Как показало дело Поносова, нецентрализованные закупки могут привести к правонарушениям. По отношению к ПО в школах государство, казалось, поначалу заняло вполне определенную позицию: программное обеспечение в образовательных учреждениях должно быть свободным. Другой рукой оно, правда, ни на секунду не прекращало тендеры на покупку совершенно несвободного софта, включая Photoshop, Corel Draw, InDesign, несомненно, совершенно необходимые в образовательном процессе.
Министр связи при этом сформулировал простую идею: в 2008 апробировать пакет СПО в пилотных регионах – Томской области, Пермском крае и Республике Татарстан. До конца 2009 года пакет свободного программного обеспечения следует установить уже на всех школьных компьютерах как альтернативу коммерческому ПО, а по истечении этого срока школы смогут сделать выбор: использовать платные лицензионные программные продукты, приобретая их за свой счет, или перейти на бесплатное отечественное свободное программное обеспечение. Слово «отечественное» здесь не означает ничего плохого, как это бывает обычно — просто составить конкретный пакет поручено, что логично, российским системным интеграторам. Главным интегратором, обеспечивающим его поставки в школы, стала аффилированная РБК фирма «Армада», госзаказ для которой является основной формой заработка. К концу лета «Армада» отчиталась в том, что план на 2008 год выполнен, значит, реализация проекта идет по плану. Бюджету он обойдется в шестьдесят миллионов рублей. Впрочем, сотрудники проекта внимательно изучали бразильский эксперимент, так что деньги имеют все шансы быть потраченными не зря.
Школы — злостные неплательщики
Финансовая проблема стоит весьма и весьма остро. Если на установку программного обеспечения (когда можно найти понятного подрядчика, единого для всех регионов) финансы выделялись исправно и в срок, что позволило реализовать программу, Интернет в школы оказалось провести не так просто. Точнее, провести — просто, а поддерживать — отнюдь.
Традиционно неожиданно выяснилось, что федеральные власти не собираются платить за школьный Интернет вечно. Доступ школьников в Cеть должны оплачивать региональные власти, считают московские чиновники. Однако, региональные власти оказались не готовыми заплатить — и школы действительно начали отключать от Cети. Руководитель информационно-аналитической службы МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Альтовский отмечает, что независимо от «перепасовок» во властных структурах, высокоскоростной Интернет в школах нужен — тем более, что в пересчете на одного пользователя Сети в школе он будет вовсе не слишком высокоскоростным. Для большинства населенных пунктов России и их жителей школьного возраста, Интернет в школе является единственной возможностью воспользоваться информационными массивами Сети.
Тем временем, в других регионах власти не забывали про ИКТ в школах — выразилось это в поветрии по внедрению онлайн-дневников школьников. Идея, правда, провалилась: то дневники взломают, то общественность запротестует. В прошедшем году достаточно явно высветилась простая проблема: государство хочет и готово развивать информационные технологии в школах. Однако никакой более или менее единой и целостной концепции по этому поводу выработано не было. Отсюда и получается неоплаченный доступ в Cеть и взломанные дневники. Надежда на кризис: денег на оснащение школ компьютерами и ШПД надо немного — но возможно в условиях экономии государству не захочется сжигать деньги бездарно и несомненно важное и полезное дело будет сделано до конца.
Николай Двас