Контрабанда ускорила передел рынка телефонов

Аресты мобильных телефонов привели к переделу петербургского рынка салонов связи. Его захватывают крупные игроки, агрессивно поглощающие почти 300 мелких компаний, также торговавших телефонами.

Еще пару месяцев назад исследователи, анализируя петербургский розничный рынок сотовых телефонов, говорили о так называемой "пятерке лидеров", которая с большим отрывом лидировала по объему продаж. Сегодня она превращается в "семерку" и совместными усилиями роет могилу для мелких предпринимателей.

В течение последнего года пятерка лидеров оставалась неизменной: в лидерах традиционно "Евросеть", на пятом месте традиционно Dixis, остальные три места были своего рода "переходящим вымпелом" между "Связным", "Ультрой" и "Телефорумом" – периодически кто-то из них на пол-шажка опережал конкурентов. Кроме этих пяти игроков, на рынке присутствовало еще около 300 мелких компаний – уровня от сети с парой десятков салонов до отдела в продовольственном магазине или на вещевой ярмарке.

Времена меняются

Сегодня рынок подвергается переделу: путем заключения франчайзинговых договоров с игроками второго эшелона, занимавшими по 5-6% рынка – "Техносвязь", "KS Group" и "Телеком Поинт" – вышел "Цифроград".

По объемам продаж в Петербурге он сможет поспорить с "Евросетью", а по количеству салонов опередит всех. Кроме того, в последнее время стоит также отметить набирающую обороты компанию "Телефон.ру", которая демонстрирует наибольшие показатели роста (около 50% относительно роста объемов рынка в первом квартале), что позволяет говорить о возможности включения этой компании в гонку лидеров к концу года (при вводе в действие большего числа салонов связи), поскольку на сегодня ее доля уже составляет 5%. Активно пытается выйти на рынок сотового ритейла и "Эльдорадо", пошедшая по пути "Евросети" (расстановка ларьков у станций метро) однако эксперты считают, что о серьезном влиянии этой компании на петербургский сотовый ритейл пока говорить еще рано.

Семь минус один

В условиях обострившейся конкуренции игроки начинают идти на изощренные методы конкуренции. Так, уже почти никто не сомневается, что инициатором массовых изъятий мобильных телефонов для искусственного создания дефицита в своих интересах была "Евросеть". На прошлой неделе все говорили о возможной продаже "Ультры", которой поступили предложения от всех крупных московских игроков – каждый из них понимает, что купив такую крупную сеть салонов связи, безраздельно лидировавшую на рынке до массовой экспансии из столицы, он автоматически вырвется в лидеры рынка и конкурентам будет сложно их догнать. Таким образом, аналитики начинают говорить о "большой семерке", которая при ряде обстоятельств может стать "шестеркой", на розничном рынке северной столицы. К концу года, по прогнозам ИАА "Неделя сотовых технологий", она будет контролировать более 90% рынка, а остальные 10% поделят между собой полтора десятка игроков. При этом они постепенно будут поглощены "крупняком" – эту ситуацию мы сегодня наблюдаем с мелкими игроками, которых из существоваших год назад 300 осталось всего несколько десятков. "Ситуация похожа на пищевую цепочку в природе: кошка съедает несколько мышей, однако потом орел съедает несколько кошек" – метафорично сказал корреспонденту "ДП" один из менеджеров "Евросети". В самой "Евросети" "кошек" называют "жывопырками"…

Красивый уход

По некоторым оценкам, именно аресты незаконно ввезенных в Россию мобильных телефонов, спровоцировали крыпных игроков на его передел. Можно предположить, что именнно мелкие игроки рынка активно пользовались "серыми" схемами ввоза. Теперь, оставшись без каналов поставки товара, мелкие игроки испытывают трудности. Чтобы не заниматься ставшим сейчас модным "белым" ввозом мобильных телефонов, мелкие игроки, скорее всего продадут свои салоны крупным сетям связи.

Тематики: Мобильная связь, Торговые сети

Ключевые слова: