Вчера система "Яндекс.Деньги" объявила о запуске сервиса онлайн-идентификации клиентов. Основной целью сервиса является увеличение максимальной суммы платежа, проводимого пользователями системы. Согласно закону о борьбе с отмыванием денег (115-ФЗ), без идентификации личности плательщика максимальная сумма платежа не может превышать 15 тыс. руб., кроме того, с вступлением в силу закона "О национальной платежной системе" появилось и еще одно ограничение — без идентификации месячный оборот средств клиента не должен превышать 40 тыс. руб. Онлайн-идентификация эти ограничения снимает. Партнером компании "Яндекс.Деньги" в рамках нового сервиса выступило крупнейшее бюро кредитных историй "Эквифакс кредит сервисиз".
"Яндекс. Деньги" на 100% принадлежит Yandex.N.V. На начало 2011 года в системе было зарегистрировано более 8 млн счетов. По данным исследования TNS за февраль 2011 года, в Москве 61% клиентов систем электронных денег пользуются сервисом "Яндекс.Деньги" (системами WebMoney — 43%, "QIWI.Кошелек" — 30%).
"Эквифакс кредит сервисиз", по данным "РБК.research", является крупнейшим БКИ с долей рынка 37%. База бюро насчитывает более 72 млн историй более 43 млн заемщиков.
Для удаленной идентификации новый сервис предполагает использование базы данных кредитных историй "Эквифакс кредит сервисиз". Держателю кошелька в системе "Яндекс.Деньги" необходимо будет ввести на странице системы свои паспортные данные. "После этого клиенту предстоит ответить на четыре вопроса о своей кредитной истории,— поясняет гендиректор "Эквифакс кредит сервисиз" Олег Лагуткин.— Вопросы формируются на основании кредитной истории конкретного клиента, вероятность совпадения с другим клиентом — около 0,01%".
Нововведение должно существенно облегчить жизнь пользователям систем электронных денег, чьи платежи не ограничены лимитом 15 тыс. руб. "Мы видим, что уже 5% наших клиентов пользуются идентифицированными счетами, но до сих пор пройти эту процедуру они могли только офлайн, приехав для этого с паспортом в офис компании "Яндекс.Деньги" или одного из наших партнеров или отправив нам бумажное заявление с нотариально заверенной подписью",— указывает пресс-секретарь сервиса "Яндекс.Деньги" Ася Мелкумова. Онлайн-идентификация, которая будет занимать около 15 минут, будет особенно востребована, например при оплате авиабилетов, где суммы платежа чаще всего превышают 15 тыс. руб., уверена госпожа Мелкумова.
Пока воспользоваться новым сервисом смогут лишь те клиенты системы "Яндекс.Деньги", чьи кредитные истории хранятся в БКИ "Эквифакс кредит сервисиз" (около 80%). В компаниях "Яндекс.Деньги" и "Эквифакс кредит сервисиз" сообщили, что соглашение между сторонами неэксклюзивно, но пока договоренностей с другими участниками рынка нет. Впрочем, крупнейшие системы электронных денег признают необходимость онлайн-идентификации. По словам гендиректора системы "QIWI. Кошелек" Андрея Попкова, сейчас компанией рассматриваются разные способы удаленной идентификации — с помощью "Почты России", систем денежных переводов, банков. В WebMoney сообщили, что используют удаленную идентификацию с помощью данных банков при привязке к электронным кошелькам банковских карт и расчетных счетов.
Сервис удаленной идентификации, предложенный "Эквифакс кредит сервисиз", может быть востребован и банками. "Мы обсуждаем сотрудничество с данным БКИ, внедрение этой системы позволило бы нам рассматривать онлайн-заявки на кредиты с учетом данных о кредитной истории заемщика, то есть давать по такой заявке готовое решение",— говорит член правления банка "Траст" Григорий Варцибасов.
Ксения Дементьева, Василий Нантай