МТТ начала тестовую эксплуатацию MVNO Aiva Mobile, рассказал вчера на конференции MVNO & MNP Russia 2014 гендиректор компании МТТ Евгений Васильев. Полноценный запуск запланирован на конец мая. Aiva Mobile ориентируется на этнические общины из Центральной Азии. Абонентам будет предложена SIM-карта с двумя номерами: российским и родной страны. Также им будут доступны продукты, "важные этногруппам": платежные сервисы, национальный контент и т. п., сообщил господин Васильев. Ежегодно в Москву приезжают около 2 млн мигрантов, а в целом в страну — около 5 млн человек, напомнил господин Васильев. МТТ хочет занять 25% на рынке этнообщин на постсоветском пространстве. Инвестиции в проект Евгений Васильев оценил в "несколько миллионов долларов", при запуске использовалась имеющаяся у компании инфраструктура.
По планам МТТ 75% новых абонентов к Aiva Mobile будут подключаться в странах Центральной Азии. Сначала проект запустят в Таджикистане, где партнером выступил крупнейший местный игрок Babylon Mobile, сказал источник "Ъ", знакомый с планами МТТ. До конца года МТТ рассчитывает запустить Aiva Mobile в Киргизии и Узбекистане.
В России партнером МТТ стала МТС. Это первый случай, когда оператор "большой тройки" пустил на свою сеть полноценного MVNO (по законодательству такой оператор должен обладать своей номерной емкостью, биллинговой системой, клиенты не являются абонентами сотового оператора). До сих пор в компаниях "тройки" объясняли, что потенциальные партнеры не предлагали выгодную бизнес-модель.
В МТС сообщили, что планируют зарабатывать, получая фиксированное вознаграждение за каждую минуту разговора, отправленную SMS и скачанный мегабайт трафика. "Благодаря появлению нового MVNO-оператора МТС снизит издержки на привлечение пользователей, а за счет ресурсов МТТ — избавится от платы за транзит международного трафика",— сказал представитель МТС Дмитрий Солодовников. Для МТС проект может быть привлекателен еще и тем, что оператор выйдет на рынки Таджикистана, Киргизии и Узбекистана, где не имеет абонентов.
Основные конкуренты МТС, "МегаФон" и "Вымпелком" уже присутствуют в Таджикистане, но представители компаний сообщили, что не боятся конкуренции с Aiva Mobile. В "МегаФоне" считают, что собственная сеть в России и Таджикистане позволит им обеспечить более удобный сервис и выгодные условия звонков для абонентов. "Вымпелком", в свою очередь, готовится запустить в Московском регионе схожий с концепцией Aiva Mobile проект, но без привлечения MVNO-партнеров. "Сейчас мы запускаем пилотный проект — предоставление единой SIM-карты на две страны. По возвращении в СНГ абоненту не нужно выбрасывать московскую SIM-карту и потом покупать новую в следующую поездку. Для него везде действуют единые тарифы",— рассказала пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева, уточнив, что первой страной пилота станет Киргизия (где работает аффилированная с "Вымпелкомом" компания).
Партнер Ernst & Young в СНГ Юрий Гедгафов отмечает, что этно — это основная ниша, в которую идут виртуальные операторы. "В мире много успешных этно-MVNO. Мигранты — аудитория, требующая специального подхода: поддержки клиентов на родном языке, справки по телефонам консульств и т. д.",— отметил господин Гедгафов.
Анна Балашова