Как сообщил РБК представитель «Ситилинка», в среднем запаса техники от брендов, которые ограничили поставки своей продукции в Россию, в том числе изделий Apple и Samsung, хватит на два-три месяца. Аналогичную оценку приводит источник РБК в другой крупной сети.
После того как Россия начала специальную военную операцию на Украине, власти США ввели санкции на экспорт высокотехнологичной продукции. По ним американские компании должны получать лицензии на экспорт в Россию электроники, компьютеров, авионики, компонентов для аэрокосмической промышленности и другой продукции. Потребительские «коммуникационные устройства», в том числе персональные компьютеры, модемы, мобильные телефоны и цифровые камеры, не попали под ограничения и могут свободно поставляться для использования физлицами, кроме российских властей и людей из санкционного списка. Однако несколько крупных производителей заявили о приостановке работы в России. Так, 1 марта американская Apple заявила о приостановке поставок продукции в Россию и ограничении работы сервисов компании, в том числе платежной системы Apple Pay. Затем поставки смартфонов, чипов и бытовой электроники приостановили южнокорейская Samsung и ряд других компаний.
В крупных сетях уже наблюдается дефицит iPhone 11 и 12, убедился корреспондент РБК. «Мы торгуем оставшимся товаром со склада, iPhone 11 и 12 продаются в России уже несколько лет, их запасы были небольшими. Кроме того, после роста цен стоимость этих моделей оказалась более доступной по сравнению с новыми моделями. Сейчас iPhone 12 Pro Max стоит примерно столько же, сколько и iPhone 13 Pro Max полгода назад», — сказал РБК сотрудник одной из крупных сетей.
Samsung занимал первое место на российском рынке смартфонов по итогам 2021 года с долей 32,1%, оценивала МТС. Apple была третьей (15,2%), на втором месте — китайская Xiaomi с суббрендом Poco (29,1%). По словам одного из собеседников РБК на рынке, приостановка поставок Samsung в Россию приведет к тому, что компания потеряет позицию лидера, ее потеснят китайские бренды. Но и с поставкой их продукции сейчас есть проблемы, связанные как с логистикой, так и валютными колебаниями, отметил еще один источник РБК на рынке. В середине марта Financial Times сообщил, что поставки китайских смартфонов в Россию, в том числе Xiaomi, OPPO и Huawei, сократились как минимум вдвое. По прогнозу аналитиков из Citigroup, поставки смартфонов Xiaomi в 2022 году могут сократиться на 3 млн. Исходя из данных МТС, это около 34% от общего объема смартфонов Xiaomi, поставленных в Россию в 2021 году.
В середине марта Евросоюз ввел четвертый пакет санкций против России, запретив поставлять на территорию страны автомобили и предметы роскоши. В список ограничений на поставку попали электронные товары для домашнего пользования дороже €750, в том числе напольные вентиляторы, фены, микроволновки, кофеварки и чайники, смартфоны и игровые приставки, а также электронные устройства для записи видео или звука стоимостью более €1 тыс., в том числе фотоаппараты.
По словам Алексея Мельникова, гендиректора «Марвел-Дистрибуции» (один из крупнейших в России поставщиков электроники, средств связи и другого ИТ-оборудования), у большинства европейских брендов бытовой техники есть производство на территории России, и экспортируют сюда только запчасти. «Премиальные марки в сегменте бытовой техники и ранее занимали меньше 5% рынка, а с текущим уровнем девальвации потребительский выбор смещается в сторону более бюджетных моделей, поэтому говорить о существенном ущербе от санкций ЕС не приходится», — говорит он. Мельников также указал, что никто из европейских компаний не является владельцем значимой доли на российском рынке смартфонов. Однако руководитель практики санкционного права и комплаенса коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Гландин отметил, что ограничения на поставку в Россию коснутся в том числе реэкспорта, то есть ввоза товаров с территории Европы, но произведенных производителями из других стран. При этом в Европе расположены крупные логистические узлы.
Как сообщал немецкий производитель техники Bosch 21 марта, в связи с запретительными мерами, введенными рядом государств, поставки готовой продукции и комплектующих для местного производства оказались затруднительными, а в ряде случаев невозможными. Компания работает над адаптацией бизнеса к текущей ситуации, в том числе логистических цепочек, но такое переформатирование может занять некоторое время, предупреждал Bosch.
Среди возможных вариантов решения проблемы с ограничением поставок от иностранных брендов правительство рассматривает возможность легализации параллельного импорта, который позволит без разрешения правообладателя ввозить не изготовляемые в России потребительские товары. Соответствующий проект постановления уже подготовила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), говорил ее глава Максим Шаскольский в середине марта. «Это вынужденная мера в ответ на санкционное давление, которое сейчас оказывается на страну. Речь идет о ряде потребительских товаров, которые не производятся в России, о комплектующих и материалах, которые используются во внутреннем производстве, в ряде промышленных отраслей, но также не имеют отечественных аналогов», — пояснял президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
По словам двух собеседников РБК на рынке, правительство в том числе рассматривает вариант разрешить параллельный импорт конкретных брендов, в том числе Apple.
Представитель Минпромторга не ответил на прямой вопрос о параллельном импорте брендов. По его словам, министерство разработало проект постановления об отмене ответственности для параллельного импорта продукции по определенной номенклатуре. Какой именно, будет утверждать Минпромторг; «предполагается, что в него войдет продукция, которая необходима для насыщения потребительского рынка». «В настоящее время как такового запрета на параллельный импорт не существует. Задача состоит в том, чтобы нивелировать риск привлечения импортеров к гражданско-правовой ответственности со стороны правообладателей, чья продукция будет ввозиться помимо официальных каналов дистрибуции», — указывает представитель министерства. Он подчеркнул, что параллельный импорт не должен означать легализацию контрафакта, «речь идет именно о ввозе оригинальных товаров через альтернативные каналы».
По словам представителя «МегаФона», в их сети достаточно товарных запасов для удовлетворения потребительского спроса, «а отгрузки по большинству товарных категорий происходят регулярно». На вопрос, поставляется ли сейчас продукция Apple и Samsung, он не ответил. Представители «М.Видео — Эльдорадо», «Связного» и DNS отказались от комментариев. РБК направил запрос в МТС, re: Store, «ВымпелКом» (бренд «Билайн») и «Технопарк».
Тимофей Корнев, Елизавета Худоятова