Холдинг Mail.ru Group приобрел платформу для приема пожертвований во время прямых трансляций в сети. Сервис DonationAlerts позволяет организовать сбор средств в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также в популярных международных сервисах YouTube, Twitch и Hitbox. Такой канал сбора средств популярен в основном среди игровых видеоблогеров, но таким же образом можно жертвовать на благотворительность, поддерживать интернет-проекты.
Проект DonationAlerts создан еще в 2011 году. Раньше платформа работала только с тремя популярными площадками для прямых трансляций: Twitch, YouTube и Hitbox. Сервис позволяет авторизоваться через аккаунт на одной из площадок. После этого создается веб-ссылка, ее можно разместить под окном трансляции. Зритель по ссылке может перейти на сайт DonationAlerts и сделать «пожертвование» автору трансляции — сообщение об этом выводится в прямом эфире.
После перехода проекта к Mail.ru Group он стал работать еще для двух площадок, принадлежащих тому же холдингу, — «ВКонтакте» и «Одноклассники». Здесь поддержать автора можно не ссылкой, а специальной кнопкой под прямой трансляцией.
Автору трансляции нужно предварительно авторизоваться на сайте DonationAlerts. Там можно выбрать минимальную сумму платежа, вид оповещений (картинка, звук). Пользователь сам выбирает сумму пожертвования — она не может быть ниже установленной автором. По желанию жертвователь может добавить свое сообщение к платежу, оно отобразится в прямом эфире трансляции. Платить можно с помощью банковской карты, систем «Яндекс.Деньги», Qiwi, WebMoney, со счета мобильного телефона.
В пресс-службе Mail.ru Group подтвердили приобретение 100% сервиса и сообщили, что он будет и далее совместим с Twitch, YouTube и Hitbox.
— Стриминг — одно из ключевых направлений развития для нас. 15 лет назад интернетом правил текст, семь лет назад — фотографии, сейчас — потоковое видео. Просто смотреть стрим, тем более трансляцию игры для пользователей уже мало, мы даем им возможность общаться и обсуждать его, — сообщили в пресс-службе Mail.ru Group. — В первую очередь наш сервис используется для общения между стримерами и зрителями. Когда эфир смотрят или слушают сотни или тысячи людей, DonationAlerts предоставляет эффективный канал коммуникации. Подобно отправке SMS в прямой эфир ТВ, звонку на радио. Это большой и серьезный шаг к интерактивному видео.
В компании напомнили, что у «ВКонтакте» и «Одноклассников» есть сервисы трансляций — VK Live и OK Live.
Для рядовых пользователей соцсетей прием пожертвований в прямом эфире пока недоступен. Это возможно лишь для официальных сообществ (СМИ, звезды, известные компании), а также пользователям и сообществам от 100 тыс. подписчиков. Возможность получат также некоторые сообщества и пользователи, проводящие онлайн-трансляции игр. Во всем мире «донаты» (от английского donate — жертвовать) популярны именно в прямых трансляциях видеоигр. По словам представителей индустрии, это один из основных способов заработка авторов таких трансляций помимо договоров с рекламодателями. Фанаты активно поддерживают любимых авторов.
По данным платформы Streamlabs (западный аналог DonationAlerts), в 2016 году в сравнении с 2015-м количество пожертвований в прямых трансляциях выросло на 84% и составило $80,2 млн.
Пожертвования можно использовать также для благотворительности или поддержки проектов (краудфандинг — популярный способ сбора средств на проекты, фильмы, изобретения). Недавно «Добро Mail.ru» (занимается благотворительностью), фонд Константина Хабенского (помогает детям с заболеваниями головного мозга) и соцсеть «ВКонтакте» провели первую благотворительную прямую трансляцию с популярными блогерами. Во время прямого эфира, по данным Mail.ru Group, удалось собрать около 150 тыс. рублей.
Руководитель программы «Женское здоровье» фонда «Вольное дело» Екатерина Башта отметила, что трансляции становятся всё более популярны — и новый проект Mail.ru может стать успешным сервисом по сбору средств на самые разные цели.
— Интернет хорошо собирает пожертвования. У нас нет данных по России, но, по данным Pew Research, в США каждый пятый жертвовал средства через краудфандинговые платформы, — говорит Екатерина Башта. — Мы работаем с порталом «Такие дела» — это эффективный инструмент для сбора средств, особенно если можешь рассказать яркую историю о том, как будут потрачены деньги. Всё большей популярностью пользуется сервис «Пользуясь случаем». Здесь можно собирать на благотворительность, 30 тыс. рублей за раз — вполне реальный результат.
В Mail.ru Group не комментируют стоимость сделки. Гендиректор агентства WildJam (специализируется на работе с блогерами) Ярослав Андреев считает, что сумма покупки DonationAlerts — не более $5 млн.
Василиса Белокопытова, Владимир Зыков