Программа MARCHMONT Business LAB 2012 включает в себя серию трехдневных мастер-классов в девяти регионах России. Петербургская сессия прошла 24-26 июля 2012 года. В первый день в «Ингрии» в рамках официального старта программы выступили генеральный директор Brandflight Сергей Митрофанов и учредитель и управляющий партнер «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс» Кендрик Д. Уайт.
Сергей Митрофанов, имеющий за плечами 26 лет управленческого опыта и более 500 стартапов, рассказал о том, что именно обязательно следует знать современному предпринимателю, а также о том, какая команда нужна для успешной реализации стартапа.
Инновационная экономика, по мнению эксперта, появится в России тогда, когда «мы перестанем копировать других, а другие начнут копировать нас». Сегодняшнее же ее состояние он оценил как состояние, в котором пребывает «студент 4 курса».
Среди основных трендов этого года в данной области Сергей Митрофанов выделил мобильность, персонализацию, экологичность. Также он отметил то, что работа обязательно должна быть увлекательной. Так, например, игры – один из важнейших инструментов для обучения команд: «Особенность современного предпринимательства заключается еще и в кардинальном изменении системы мышления: людям, которые никогда раньше не работали с компьютером, приходиться ими пользоваться. Впервые внуки учат бабушек и дедушек технологиям. Миф о том, что старшие знают больше, давно ушел в прошлое».
Вторая часть выступления была посвящена формированию идеальной команды. В нее, по словам эксперта, должны входить как минимум три человека: тот, кто хорошо понимает технологию и может решить все проблемы, с ней связанные, тот, кто может организовать сам процесс работы и коммерсант, который занимается продвижением и реализацией продукции.
На вопрос о том, кто же все-таки предпочтительнее - опытный специалист или новичок, Сергей Митрофанов не дал однозначного ответа. Среди недостатков специалистов – «зашоренность», высокое самомнение, ими сложно управлять. К тому же такие они, как правило, дорого стоят. Но новичок при этом будет дольше выполнять свою работу. «Здесь важно проводить собеседование именно на конкретную работу, а не проверять общий уровень кандидатов. Не нужно переоценивать роль исходных знаний», - отметил спикер.
Сегодня важную роль играет и правильная мотивация сотрудников. Если им интересна выполняемая работа, то размер оклада их волнует в меньшей степени. Не менее значимо и своевременное информирование сотрудников о происходящем внутри компании. Информацию они должны получить именно от руководства компании, а не, например, из прессы.
Генеральный директор Brandflight Сергей Митрофанов
Управляющий партнер «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс» Кендрик Уайт поделился своим многолетним опытом привлечения инвестиций на примере таких компаний как «Нижфарм», «Бриджтаун Фудс» и т. д. В то время (1994-2005г.) эксперт являлся директором Регионального венчурного фонда Центральная Россия, сыгравшего важную роль в развитии венчурной индустрии в России.
В 2005 г. Кендрик Уайт учредил собственную инвестиционную консалтинговую компанию ООО «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс», базирующуюся в Нижнем Новгороде и предлагающую услуги по привлечению инвестиций в инновационные стартапы (см., например, новость «Марчмонт Капитал Партнерс»: инновации в России прирастают регионами от 4 июля 2012 г.).
Двадцать лет перестройки экономики России эксперт разделил на четыре этапа: создание инновационной культуры предпринимателей и венчурных менеджеров «снизу-вверх», обеспечение разветвленной инфраструктуры поддержки, создание экосистемы сети региональных инновационных кластеров с целью коммерциализации высокотехнологичных проектов, обеспечение широкого выбора источников финансирования. По каждому пункту эксперт рассказал о реальном положении дел в стране и выявил основные характерные тенденции.
Так, по словам Кендрика Уайта, в настоящее время промышленность России находится на подъеме и будет расти ежегодно на 30 % в течение ближайших лет. Около 150 венчурных фондов работает сегодня на территории страны. В 2011 году было проведено более 200 сделок, средний размер которых составляет $ 1 млн. В подтверждение этой статистики эксперт привел в пример такие успешные сегодня компании как Sopata, Heverest и другие.
Вторая часть выступления специалиста была посвящена так называемым центрам предпосевной подготовки проектов (ЦПП), которые предлагается внедрить в России. При разработке концепции за основу брались аналогичные центры в США, где в течение 5-7 лет около 35 % проектов превратились в успешные стартап-компании. Роль адаптированных ЦПП под Россию будет заключаться в поддержке региональных «венчурных партнеров», увеличении потока новых проектов для рассмотрения венчурными фондами, переориентации на коммерчески оправданные исследования и т. д. Результатом должно явиться «получение портфеля отобранных качественных проектов готовых для продвижения заинтересованным инвесторам».
Управляющий партнер «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс» Кендрик Уайт
Формат первого дня мероприятия предполагал под собой не только прослушивание лекций, но и возможность ведения дискуссий. Кроме того во время перерывов эксперты были открыты для неформальной беседы и консультации, чем многие присутствовавшие с удовольствием воспользовались.
Среди участников мероприятия были предприниматели из разных городов. Так директор ООО «Монопрофилен» Игорь Чураков ради участия в MARCHMONT Business LAB приехал в Петербург из Воронежа: «Месяц назад я был на финале конкурса БИТ в Москве. Там, блуждая по сайту БИТа, я вышел на сайт «МАРЧМОНТ Капитал», и увидел, что в конце месяца состоится такое мероприятие в Петербурге. Когда я увидел Кендрика Уайта, прочитал его книжку на сайте, понял, что надо отодвигать все дела и ехать сюда. Могу сказать, что это фантастика. Здесь должно быть как минимум 200 человек и плата за вход. А так, по сути, получается индивидуальная консультация. Кендрик - тот человек который реально много умеет и готов этим делиться. Это и есть самое интересное».