Маркировка товаров озаботила правительство

Пра­витель­ство внес­ло в Гос­ду­му за­коноп­роект, нап­равлен­ный на по­выше­ние эф­фектив­ности ра­боты го­сударс­твен­ной ин­форма­цион­ной сис­те­мы мо­нито­рин­га за обо­ротом то­варов, под­ле­жащих обя­затель­ной элек­трон­ной мар­ки­ров­ке. Он ус­та­нав­ли­вает слу­чаи, при ко­торых при­меняют­ся иные пра­вила фор­ми­рова­ния све­дений при рас­че­те за мар­ки­рован­ный то­вар.

На рассмотрении в Госдуме находится проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон № 212657-8 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ". Проект федерального закона направлен на повышение эффективности работы государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (информационная система маркировки), контроля качества товаров, находящихся в обращении в РФ, и борьбы с их фальсификацией.

Согласно п. 61 ст. 12 ФЗ от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" пользователи, которые покупают товары, маркированные средствами идентификации, и которые в соответствии с законодательством РФ должны вносить информацию о таких товарах в информационную систему маркировки или федеральную государственную информационную систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения от производителя до конечного потребителя, в момент расчета за такие товары обязаны формировать данные о таких товарах, предусмотренные законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники, в виде запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием контрольно- кассовой техники.

"Имеют место случаи, при которых в информационную систему маркировки передаются сведения о реализации маркированного товара только в разрезе кода товара (вида товара) без указания индивидуальных кодов. Так, в соответствии с частью 5 статьи 201 Закона №381-Ф3, участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными правительством РФ, в информационную систему маркировки. Согласно части 10 статьи 8 Закона №381-Ф3 хозяйствующие субъекты, нарушившие правила маркировки товаров средствами идентификации или не исполнившие обязанность по передаче в информационную систему маркировки сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 91 статьи 8 Закона № Э81-ФЗ.

Таким образом, правительство РФ вправе установить порядок передачи сведений о товаре, подлежащем обязательной маркировке средствами идентификации: в частности, в случаях торговли маркированными товарами, продажа которых осуществляется посредством торгового автомата (вендинг), продажи в сегменте HoReCa (услуги общественного питания), а также в случае продажи товара посредством контрольно-кассовой техники между юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. В случае с вендингом важно отметить, что торговые автоматы не имеют технической возможности проводить предварительное сканирование средств идентификации во время передачи товара конечному покупателю из-за особенностей хранения и передачи выбранной продукции покупателю. Доработка существующих торговых автоматов потребует проведения научно-исследовательских работ отраслью и существенных денежных затрат на адаптацию и (или) переоснащение действующих торговых автоматов, а также увеличение стоимости новых торговых автоматов и их обслуживания из-за существенного усложнения их технических решений. В данном случае подача сведений о выбытии маркированной продукции осуществляется до загрузки в автомат... В случае реализации маркированной продукции между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями посредством контрольно-кассовой техники отрасль не имеет возможности организовать считывание каждой единицы маркированной продукции в зоне передачи данного товара. Ввиду того, что смена владельца товара в данном случае не является продажей конечному покупателю, действующая норма пункта 61 статьи 12 Закона 54-ФЗ содержит избыточное требование в отношении маркированной продукции. Приведенные случаи особенно актуальны для маркированной упакованной воды, молочной продукции, в том числе мороженого и сыров. Учитывая изложенное, проектом федерального закона устанавливаются случаи, при которых применяются иные правила формирования сведений при расчете за маркированный товар", - сказано в пояснительной записке.

Независимый эксперт на ИТ-рынке Вадим Плесский считает, что предлагаемые изменения должны решить часть существующих проблем, но не все. "Продажа продукции с дополнительной маркировкой требует добавочных усилий со стороны продавца. Заявленные цели – борьба с контрафактной продукцией – хорошие и заслуживают внимания. Но текущий процесс прохождения маркированной продукции весьма сложен и трудоемок. Решить эту задачу на уровне всей страны, всего российского рынка, помогли бы Open Source решения, открытые API. Но на данный момент этого нет, а процесс аккредитации сложен и запутан. Для решения задач сквозной маркировки надо максимально упростить процесс автоматизации, и продажи соответствующей продукции", - отметил он.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Интеграция, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, автоматизация логистики