"МегаФон" отпал, СПиК упал

"Северо-Западный Телеком" объявил о намерении купить 60% акций "Санкт-Петербургской информационной Компании" (СПиК) - владельца одного из крупнейших на Северо-Западе call-центров. Сумма сделки должна составить $300 тыс., из которых $200 тыс. - долговые обязательства СПиК. Продавцом выступает холдинг "Телекоминвест". Причина дешевизны call-центра - в потере главного клиента: от СПиКа уходит "МегаФон". С потерей такого заказчика компания теряет львиную долю своей выручки, которая до сих пор составляла около $4,2 млн в год.

3 ноября 2006 г. совет директоров СЗТ принял решение о приобретении 60% акций компании СПиК. Приобретая этот пакет, СЗТ становится единоличным владельцем СПиКа: до этого компания владела 40% акций СПиКа через 100%-ную дочку - ЗАО "АМТ". На фоне громких планов по приобретению ПТТ за сумму, близкую к $100 млн, цена очередного актива "Телекоминвеста", который приобретает СЗТ, выглядит более чем скромно. Сумма сделки составила всего $100 тыс., кроме того на плечи СЗТ ложится обязанность по погашению долгов СПиК на сумму $200 тыс. При этом оборот СПиК в 2005 г. составил, по данным СЗТ, более $4 млн.

Обычно стоимость компании колеблется на уровне ее годового оборота. Но в случае с call-центрами ситуация несколько иная: их основную стоимость составляют клиенты. "При покупке такой компании как СПиК ее оборот играет второстепенную роль. Сегодня у компании есть клиенты, а завтра их может и не быть. Мы приобретали актив в виде оборудованных помещений и квалифицированных специалистов по цене, названной независимым оценщиком", - отмечает директор по внешним связям и связям с инвесторами СЗТ Элла Томилина.

Причина такого несоответствия цены компании и ее оборота проста. С 2007 г. от СПиКа уходит его основной клиент - "МегаФон". Третий по величине российский сотовый оператор ранее обслуживался в двух аутсорсинговых call-центрах. Помимо компании СПиК, такие услуги "МегаФону" предоставляла "Синтерра". С нового года у "МегаФона" останется лишь один аутсорсинговый call-центр. "Мы заинтересованы в услугах высокого качества. Когда возникает необходимость контроля сразу двух call-центров, качество обслуживания клиентов снижается. Вряд ли нам понадобятся услуги СПиК, которая в скором времени начнет работать на СЗТ, и со следующего года мы будем работать только с "Синтеррой", - рассказывает пресс-секретарь ОАО "МегаФон" Марина Белашева.

Окончательного решения о приобретении СПиКа еще нет. Но некоторые участники рынка уже выказали свое сомнение в справедливости цены сделки. "Хотя по нашим оценкам предприятие и не слишком прибыльное, но стоимость оборудования подобного call-центра должна быть достаточно высока. Впрочем, для СЗТ эта сделка выгодна и, вероятно, она окупится в течение одного года", - считает директор по развитию бизнеса российского сall-центра "Teleperformance Россия" Елена Шолина.

По данным источника ComNews в "Телекоминвесте", стоимость оборудования и прочих активов продаваемой компании составляет $213 тыс. В самой компании "СПиК" от комментариев воздерживаются, переадресовывая их акционерам. В "Телекоминвесте" репортеру ComNews сообщили: "При запуске СПиКа мы рассчитывали на перспективный бизнес. Но на деле этот сектор рынка оказался высококонкурентным и при этом - низкомаржинальным. Поэтому в итоге мы решили от него отказаться".

В СЗТ же говорят о том, что сделка для них действительно выгодная, но не кабальная для продавца, а оценка СПиК производилась независимыми оценщиками. Оценку СПиКа произвела компания ООО "С.Э.Р.", которую СЗТ уже несколько раз привлекал для сделок подобного уровня.

СЗТ предполагает использовать мощности СПиК для расширения справочных услуг и поддержки абонентов широкополосного ADSL-доступа.

Досье ComNews

ЗАО "Санкт-Петербургская информационная Компания" было образовано в 1999 г. Учредители: ОАО "Телекоминвест" (60% акций) и ЗАО "АМТ" (40%). ОАО "СЗТ" владеет 100% акций ЗАО "АМТ". ЗАО "СПиК" включает в себя аутсорсинговый call-центр, предоставляет услуги в качестве системного интегратора и поставляет программные и аппаратные решения для создания центра обработки вызовов. По итогам 2005 г. выручка компании составила - 113 615 тыс. руб., чистая прибыль -  11 315 тыс. руб.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: