Услугами «Мобильных Телесистем» теперь можно воспользоваться на всех станциях петербургского метрополитена. МТС стал вторым после «Мегафона» сотовым оператором в Петербурге, полностью завершившим покрытие своей сетью всех платформ и вестибюлей метро.
Диггеры
Сотовые операторы спустились под землю и начали строить там общедоступные сети всего несколько лет назад. Надо сказать, что метрополитен как объект связи представляет собой очень проблемное сооружение. Монтаж оборудования только на одной станции метро может занимать 6–12 месяцев — в зависимости от сложности проекта.
Как отмечают эксперты ОАО «Вымпелком», существуют два вида проектов подземной сотовой связи — тиражируемые и индивидуальные. К примеру, все без исключения станции внутри московского Садового кольца и в центре Петербурга относятся к памятникам архитектуры, и их внешний облик нельзя менять ни под каким предлогом, что порождает дополнительные трудности при монтаже оборудования. Кроме того, планировка станций, как правило, тоже достаточно сложна - это несколько платформ, вестибюлей, пересадочных тоннелей и эскалаторов, множество входов и выходов. Одним из самых сложных объектов «телефонизации» является Тверской пересадочный узел в Москве, насчитывающий шесть разноуровневых выходов на поверхность, 12 платформ и связующие тоннели. Эту транспортную развязку ни один из операторов не смог телефонизировать быстрее, чем за год. Здесь приходится использовать весьма оригинальные решения, что, безусловно, замедляет процесс внедрения. На окраинах, где планировка станций более-менее стандартна, внедряются, соответственно, решения попроще и подешевле.
На распутье
Существуют определенные различия в подходах различных операторов сотовой связи к освоению подземного пространства. К примеру, МТС устанавливает базовую станцию на каждой станции метро. С точки зрения повышения емкости сети это — надежный, но весьма дорогой подход. Телефонизация тоннелей применяется, но не очень широко, в результате чего во время движения в тоннелях многократно усиливающийся сигнал, доходя до абонента, остается хорошим по показателю мощности, но практически неприемлемым по соотношению сигнал/шум. «Билайн» сделал акцент на предоставлении связи не только на станциях, но и в тоннелях - его технические решения позволяют не только получить хорошее покрытие сотовой сети, но и перераспределять степень загрузки базовых станций. В сети «МегаФона» используются волоконно-оптические ретрансляторы, которые обеспечивают связь на станциях, эскалаторах, в переходах и на прилегающих к платформам участках тоннелей. Применяются и решения для динамического перераспределения нагрузки. Займется ли оператор тотальной телефонизацией тоннелей, пока сказать сложно, поскольку его специалисты пробуют различные способы телефонизации.
Кому куда
Зоны охвата метро у различных операторов так же пока неоднородны. МТС к концу 2005 года планирует оказывать услуги на 100 станциях столичного метро. Связь от МТС также действует, помимо Петербурга, в метрополитенах Екатеринбурга, Новосибирска, Киева и Минска. У «Вымпелкома» даже в Москве количество освоенных им станций пока существенно меньше, чем у конкурентов. В Петербурге связь от "Билайн" доступна на 26 станциях петербургского метро, при этом компания планирует до конца года обеспечить оставшиеся линии. Однако этот оператор проводит в жизнь тактику «захвата» наиболее прибыльных с точки зрения трафика станций. К примеру, станция «Спортивная», в обычное время довольно «тихая», может генерировать огромный объем трафика в дни, когда на стадионе проходит очередной футбольный матч с участием «Зенита». Сеть "Мегафон", впервые появившаяся в московском метро летом прошлого года, к концу 2006 года намерена расшириться на все станции метро в центре Москвы, используя технологии и опыт Петербурга, где сотовой связью оператора охвачено 100% станций подземки. Еще один петербургский GSM-оператор – Теlе2, также обращает внимание на подземные магистрали – его абоненты пользуются сотовой связью в петербургском метро с апреля 2005 этого года. Тогда сеть появилась на основных пересадочных станциях метрополитена.
Все в Интернет
Обращает на себя внимание структура подземного мобильного трафика. Если на поверхности люди больше говорят, чем общаются посредством SMS, то в метро — все наоборот. Звукоизоляция в вагонах отечественной подземки попросту отсутствует, и международные нормы по шуму, конечно же, не соблюдаются. В такой фоновой обстановке собеседника на другом конце линии не слышно, о чем прекрасно знает каждый, кто хоть раз пытался поговорить на платформе по время прихода или отправления поезда. Здесь показателен опыт «ВымпелКома». У него сегодня — самое большое в стране количество активных GPRS-пользователей. При этом всплески активного потребления услуг GPRS приходятся на транспортные «часы пик», когда люди едут на работу или возвращаются домой. Кстати, еще в начале осени московский «Мегафон» ввел в коммерческую эксплуатацию сервис EDGE на нескольких станциях столичного метро, а в конце октября 2005 года «ВымпелКом» решил последовать его примеру, запустив этот высокоскоростной протокол передачи данных сразу на 20 станциях московской подземки.