"Ъ" удалось ознакомиться с проектом постановления "О внесении изменений в правила оказания услуг подвижной связи", который вводит понятия "оператор-донор" (тот, от которого уходит абонент), "оператор-реципиент" (тот, к кому он приходит) и "перенесение абонентского номера" (сохранение). Проект будет обсуждаться на совещании в правительстве 22 мая, рассказали "Ъ" несколько менеджеров операторов связи.
В частности, абонент сам должен определить дату и время, когда оператор-реципиент должен начать оказание услуг. Однако оператор-реципиент должен начать их оказывать в течение часа со времени, указанного абонентом, но не раньше восьмого дня со дня подачи заявления абонентом—физическим лицом (29-го — для юридических лиц) и не позднее шести месяцев, говорится в документе. Перерыв в оказании услуг оператором-донором и оператором-реципиентом должен составлять не более 30 минут в пределах одного региона и шести часов — всей территории страны. Абонент—физическое лицо может отказаться от перенесения номера в течение четырех дней (юридическое лицо — в течение 21 дня). Следующее заявление на сохранение номера при смене оператора абонент может подать через день после начала оказания услуг с использованием перенесенного номера.
По словам собеседников "Ъ", против проекта выступали представители Минюста. В министерстве посчитали, что документ создаст правовую коллизию. По закону о MNP (вступит в силу 1 декабря 2013 года), номер абонента не сохраняется, если у абонента есть задолженность; в проекте изменений написано так же, но одновременно говорится, что в случае образования задолженности перед оператором-донором абонент должен погасить ее в течение четырех дней (юридическое лицо — в течение 21 дня и не позднее).
В противном случае абонент может быть лишен номера в судебном порядке. Такой вариант мог бы применяться для задолженности, которая образовалась с задержкой: например, если абонент находился в роуминге. "В Минюсте посчитали неправильным, что санкции к абоненту будет применять оператор-реципиент, а не оператор-донор, которому должен абонент",— объяснил чиновник одного из ведомств, согласовывающий изменения в правила.
В Минюсте вчера отказались от комментариев. Однако, по словам замминистра связи и массовых коммуникаций Михаила Евраева, в процессе обсуждения текст был изменен с учетом замечаний Минюста. "Таким образом, значительных разногласий с федеральными ведомствами практически не осталось",— отметил он. У Минэкономразвития и ФАС замечаний к документу нет, рассказали вчера их представители.
Однако претензии остались у участников рынка. По мнению пресс-секретаря МТС Ирины Агарковой, предлагаемый проект не учитывает особенностей тарификации для кредитной системы оплаты услуг и оплату дополнительных услуг и сервисов, возможности их переноса на сеть другого оператора. "Проект не предусматривает внесудебных механизмов погашения задолженности, выявленной после завершения процедуры MNP. Отсутствие ограничительного срока на повторный переход абонента в рамках MNP создает дополнительную угрозу фрода",— считает госпожа Агаркова. Пресс-секретаря "МегаФона" Юлию Дорохину смущает, что правила устанавливают для абонента, воспользовавшегося услугой MNP, срок перерыва для исходящих и входящих соединений и SMS внутри "домашнего региона" — 30 минут, а для остальных соединений — до шести часов.
В МТС и "МегаФоне" указывают на противоречие проекта изменений Гражданскому кодексу. "Любой договор должен быть расторгнут с тем, с кем он был заключен, а в проекте изменений предусмотрено, что абонент обращается только к новому оператору, к которому он хочет подключиться",— объясняет госпожа Агаркова. В "Вымпелкоме" отказались комментировать проект. В "Ростелекоме" сказали, что "чем раньше будет утвержден и опубликован документ, тем больше времени у операторов связи останется на его реализацию".
Анна Балашова, Владислав Новый