Информация об объявленном Минкомсвязи конкурсе размещена на официальном сайте министерства. Согласно ей, Министерство находится в поисках кандидатов на две должности в отделе развития цифровых продуктов и коммуникаций Департамента развития цифрового государства – ведущего специалиста-эксперта и заместителя начальника отдела. Помимо того, Министерство ищет главного специалиста-эксперта отдела развития государственных и муниципальных услуг и сервисов и заместителя начальника отдела развития и эксплуатации инфраструктуры электронного правительства Департамента развития цифрового государства.
Документы для участия в конкурсе от претендентов принимаются до 30 сентября 2019 года включительно. Конкурс требует от кандидата подать анкету и подготовить эссе на одну из профессиональных тем. Кандидатов, успешно прошедших первый этап, пригласят на интервью. Что касается опыта работы, которого ждут от кандидатов, в зависимости от вакансии это либо работа на проектах создания/развития государственных информационных систем (ГИС) на стороне исполнителя или заказчика, либо государственная гражданская служба в направлении создания/развития ГИС.
Напомним, что федеральный проект "Цифровое государственное управление" реализуется под руководством заместителя министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максима Паршина. Наиболее известные направления проекта: "Суперсервисы" - комплексные проактивные цифровые услуги без визитов в госорганы и бумажных документов, "Цифровой профиль" - электронная идентификация граждан, а также "Госвеб" - единая экосистема государственных сайтов.
Про объявленный Минкомсвязью кадровый конкурс Максим Паршин сказал следующее: "Мы ждем неравнодушных, активных, целеустремленных и квалифицированных. Тех, кто хочет принять участие в создании современных цифровых государственных продуктов. Искренне считаю, что это реальная возможность вписать свое имя в историю страны".
Говоря с корреспондентом ComNews, руководитель направления планирования и мониторинга Проектного офиса по реализации национальной программы "Цифровая экономика" Аналитического центра при Правительстве РФ Андрей Воров отметил, что для работы над проектом "Цифровое государственное управление" необходимы специалисты с различными компетенциями и опытом работы как в сфере государственного управления и обеспечения безопасности функционирования информационных систем, так и в сфере проектного управления, а также разработки цифровых сервисов и платформ. "В силу значимости реализации инфраструктурных проектов для формирования и развития инфраструктуры электронного правительства, формирования цифровых платформ для реализации государственных функций и сервисов, а также важности обеспечения безопасности функционирования государственных информационных систем", - пояснил Андрей Воров.
По мнению аналитика управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александра Осина работать над проектом "Цифровое государственное управление" в Минкомсвязи должны люди с макроэкономическим, "широким" видением соответствующей проблемы. "Это не обязательно бизнес и не обязательно госструктуры. Нужны люди, имеющие опыт планирования крупных проектов", - указал Александр Осин.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын в разговоре с корреспондентом ComNews обратил внимание, что размещенные Минкомсвязи тексты объявлений о вакансиях требуют навыков, характерных для госслужащих, таких, как "практический опыт подготовки докладов в Правительство РФ, писем, ответов на обращения граждан". "Найти в бизнесе специалистов уже обладающих обоими видами умений, да еще с опытом отбора поставщиков и руководства командой, будет сложно, если речь не идет о весьма опытных менеджерах. Конечно, требуемые "навыки взаимодействия с федеральными и региональными органами власти, организации и проведения совещаний на различных уровнях" могут быть в наличии у сотрудников пресс-отделов, однако в тексте вакансии, в общем-то, прямо указано, что желателен опыт работы на государственной службе. Скорее всего, эти вакансии предоставляют перспективы карьерного роста для специалистов, которые уже несколько лет находятся в рядах госслужащих", - предположил Леонид Делицын.
Что касается важности развития проекта "Цифровое государственное управление", а также успешности его реализации и перспектив, Александр Осин заметил, что, судя по стоимости предлагаемых решений в рамках государственной цифровизации – от проекта по умному сбору мусора до частно-государственных проектов в области логистики – это дорогие проекты, стоимость которых требует дополнительного обоснования. "Для того, чтобы эти дорогие технические решения работали и приносили прибыль, нужен спрос на них со стороны реального сектора. Но реальный производственный сектор находится в застое, прирост кредитов нефинансовым организациям банками за последние три года близок к нулевому. Уровень просрочки по кредитам нефинансовому сектору 8% - максимум за 15 лет. Ставки по кредитам малым и средним предприятиям 12-18% при номинальном росте экономики ниже 10%. Спроса на технологические решения нет", - указал Александр Осин.
Он также добавил, что начинать необходимо с экономических реформ, создающих этот спрос. "В противном случае, проекты, подобные "цифровому управлению" представляются вариантом неэффективого использования бюджетных средств, - указал эксперт. - В данной связи, я не считаю текущее развитие проекта "Цифровое государственное управление" - вне зависимости от информации поступающей об акциях в рамках этого проекта – успешным. Для успешности проекта надо либо чтобы общество согласилось за счет своих доходов оплатить новые дорогие технологические решения, что противоречит тенденции спада в реальных доходах населения. Либо экономика должна начать двигаться в направлении высокой монетизации при снижении налогов. В любом случае это не экономика сегодняшнего дня или ближайшего будущего".
По мнению Леонида Делицына, цифровое государственное управление – одна из вдохновляющих электорат идей. "Так называемых "смыслов", которые государство, вроде бы, нащупало, и которые многими воспринимаются благожелательно, поэтому это, безусловно, приоритетный и позитивный момент для государства. Работающее цифровое государство - это аргумент в пользу стабильной траектории развития", - указал Леонид Делицын.
На взгляд Андрея Ворова, значение проекта "Цифровое государственное управление" сегодня трудно переоценить. "Ведь заложенные в нем результаты касаются каждого из нас. Без преувеличения, это, наверное, самый близкий и нужный людям проект. Давайте просто вспомним, как часто мы в повседневной жизни обращаемся к государству за получением различных услуг и сервисов. Еще много предстоит сделать – перевести в цифровой вид реестры, "вычистить" государственные данные, перейти к реестровой модели, оцифровать все наиболее приоритетные услуги и т.д. Именно поэтому реализовывать задачи проекта необходимо сегодня, поскольку, учитывая, скорость развития технологий, завтра уже будет поздно", - заявил Андрей Воров.
Относительно текущей реализации проекта и его будущего он сказал, что в настоящее время проект находится на ранней стадии – формируется его целеполагание и целевое видение, проектируются конкретные сервисы и платформенные решения. "Часть из этой работы уже завершена. Например, утверждена концепция Национальной системы управления данными, запущен эксперимент по ее реализации. Разработаны целевые модели суперсервисов (комплексных государственных услуг, сгруппированных по жизненным ситуациям), по 4-м из них ("Цифровое исполнительное производство", "Оформление европротокола онлайн", "Поступление в вуз онлайн", "Пенсия онлайн") одобрены целевые состояния и утверждены дорожные карты", - проинформировал Андрей Воров.
Он также добавил, что в ходе реализации проекта отмечаются отдельные сложности, связанные с тем, что он включает в себя масштабные, комплексные и межведомственные проекты. "Более конкретные оценки успешности реализации проектам можно будет дать по итогам завершения работ в текущем году", - указал Андрей Воров.
Влада Сюткина