Как стало известно ComNews, общественные обсуждения по проекту Правил оказания услуг подвижной связи закончились. Департамент информации и общественных связей Минкомсвязи подтвердил этот факт, сообщив, что проект был снят с общественного обсуждения 3 июня 2011 г. "В настоящее время Минкомсвязью проводится анализ поступивших предложений и замечаний и готовится документ к визированию в заинтересованных федеральных органах государственной власти", - ответила на запрос ComNews пресс-служба Минкомсвязи.
Поправки в Правила оказания услуг подвижной связи вносились с учетом практики их применения, сообщает Минкомсвязи. При этом многие поправки были вызваны уточнением ряда терминов: SIM-карта (идентификационный модуль), карта оплаты услуг связи, предоставление доступа к сети подвижной связи, активация карты оплаты услуг связи, роуминг.
Кроме того, правилами расширен перечень бесплатных информационно-справочных услуг, уточнены требования к данным, которые указываются в договоре об оказании услуг, включая существенные условия договора. "Уточнено взаимодействие операторов связи с третьим лицом в части заключения договоров от имени операторов и распространения идентификационных модулей (SIM-карт)", - поясняет Минкомсвязи.
Помимо этого уточнены права и обязанности сторон исполнения договора операторов и абонентов, установлен размер единиц тарификации (20 с), уточнены требования к тарифным планам и к счету, выставляемому абоненту. Более распространенных пояснений об ожидаемых новшествах Минкомсвязи не дает.
Проект Правил оказания услуг подвижной связи появился на официальном сайте Минкомсвязи 25 апреля 2011 г. Всем желающим внести замечания и предложения по проекту предлагалось написать по указанному там электронному адресу.
Операторы "большой тройки" ("МегаФон", "Мобильные ТелеСистемы" - МТС, "ВымпелКом") отмечают, что участвовали в рабочей группе при Минкомвязи, которая обсуждала новую редакцию правил. "Мы приветствуем обсуждаемые изменения, поскольку они в основном законодательно закрепляют порядок действий операторов, уже сложившийся на рынке", - говорит пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. "Прежняя редакция была составлена еще в 2005 г., и, безусловно, правила нуждаются в обновлении, чтобы соответствовать тенденциям такой динамичной отрасли, как телеком", - дополняет пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева.
По словам Валерии Кузьменко, изменения касаются работы коммерческих представителей. "Те обязательные правила работы, которые были отражены в договорах о коммерческом представительстве операторов (продажа SIM-карт только при наличии паспорта, ответственность за корректные данные, внесенные в договор, и пр.), теперь будут закреплены и законодательно. В рамках планируемых поправок ответственность за продажу SIM-карт будут нести операторы и коммерческие представители, а не только операторы", - рассказала она репортеру ComNews.
Также, продолжает представитель МТС, новая редакция правил предусматривает информирование абонентов в роуминге ("оператор посредством короткого текстового сообщения уведомляет абонента о начале оказания ему услуг подвижной связи другим оператором связи, с которым у абонента договор не заключен (роуминг), и о порядке получения информации о действующих тарифах и особенностях тарификации услуг в роуминге"). "Очень многие положения Правил оказания услуг подвижной связи приведены в соответствие с реалиями рынка и устоявшейся практикой обслуживания абонентов", - отмечает пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина. Так, на уровне нормативного документа наконец появится определение роуминга. Эта тема, акцентирует внимание Дорохина, чрезвычайно популярна в последний год, при этом ни в одном документе не было определено понятие "роуминг".
Тема роуминга за последний год широко обсуждалась и на бытовом, и на законодательном уровне. Как сообщала в мае заместитель директора Департамента госполитики в области связи Минкомсвязи Тамара Моисеева, выступая на секции "Электросвязь" в рамках коллегии Минкомсвязи, в новых Правилах оказания услуг подвижной связи будет прописано, что роуминг - не услуга, а техническая возможность, и обозначено, где он присутствует и где его быть не может (см. новость ComNews от 13 мая 2011 г.).
Кроме того, в новых правилах будет определено использование так называемого "личного кабинета" - управление услугами через Интернет, исключены обязательные письменные формы заявлений абонентов. "Это актуально в связи с развитием электронной коммерции, электронного правительства. Вспомним, что принят закон о цифровой подписи, поэтому личное письменное обращение - анахронизм и создание очередей в центрах обслуживания", - убеждена Юлия Дорохина.
Также в новой редакции правил, отмечает пресс-секретарь "МегаФона", есть некоторое количество технических исправлений, касающихся порядка подключения, систем тарификации и некоторых других, в целях унификации Правил оказания услуг подвижной связи с другими действующими в отрасли правилами (например, с Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи).
По мнению опрошенных ComNews экспертов в области телекоммуникаций, новый документ чуть ли не "филькина грамота". "Эти правила изначально (в 2005 г.) были составлены ради защиты интересов оператора, абонент как раньше был бесправным, так и останется таковым после внесения изменений в правила", - строг в суждении независимый эксперт Антон Богатов. По его мнению, необходимо сделать только две вещи: добиться исполнения уже действующих законов и правил в области связи и искоренить возможность изменения условий договора в одностороннем порядке. "Для операторов возможность менять условия договора в одностороннем порядке должна быть сложной и дорогой, чтобы ему это было невыгодно", - считает Богатов.
Из положительных для абонентов аспектов в предложенных поправках руководитель аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков выделяет обязанность оператора уведомлять клиента через SMS в случае изменения принципов тарификации, а также необходимость информирования о стоимости пользования услугами в роуминге. "Все это должно убрать недосказанность в предоставляемой информации и дать абоненту четкое понимание о том, сколько будут стоить услуги, которыми он пользуется", - говорит Кусков.
При этом, отмечает Антон Богатов, никакие правила не снимают ответственности с самого абонента, который должен внимательно следить за информацией, тем или иным способом предоставляемой оператором (в договоре, на сайте и т.д.).
ТАТЬЯНА ЗОЛОТОВА