О планах работы в Венесуэле корреспонденту "Ъ" рассказал вице-президент Digital Design Алексей Зеленцов. По его словам, возможности для этого появились у компании после апрельской совместной российско-венесуэльской конференции по тематике ИТ ("Неделя российских IT-технологий в Венесуэле", проходила в Каракасе), в которой участвовала Digital Design. "Мероприятие показало, что сейчас в данной стране сформировался большой спрос на ИТ-решения, причем, во всех сегментах — в госсекторе, в бизнес-среде и в академической сфере. При этом, если говорить об уровне проникновения ИТ, то этот показатель находится на том уровне, который был в России 12-15 назад, то есть рынок открывается воистину огромный", — рассказал господин Зеленцов. Digital Design будет действовать на рынке Венесуэлы на базе своего партнера — отечественной компании Softline, основным бизнесом которой является дистрибъюция ПО. У нее в начале года был открыт офис в Каракасе, где сейчас работает 5 человек. Интересно, что эта компания действует на рынках еще двух "экзотических" стран — Вьетнама (офис открыт в Ханое) и Ирана. Эти филиалы были также запущены недавно, и, как прокомментировала заместитель директора по PR Softline Наталья Вьюникова, основные их задачи на данном этапе — изучение перспектив ИТ-рынков данных стран с точки зрения спроса. Сейчас Softline продвигает в Венесуэле таких поставщиков, как ПРОМТ, ABBYY, ALT Linux, АСКОН, "Лаборатория Касперского", и до конца года планирует вывести на венесуэльский рынок еще 5-7 российских игроков.
Петербургская компания Digital Design вышла на рынок в 2002 году, и сейчас специализируется на предоставлении комплексных услуг в области информационных технологий — от поставок лицензий до внедрения информационных систем. В компании работает 350 человек, действует офис в Москве. В свое время основным заказчиком интегратора были РЖД, сейчас на них приходится до 20% от оборота компании. Общий объем выручки Digital Design (включая доходы "дочки" DocsVision, занимающейся разработкой систем электронного документооборота) за 2008 год составил 633,8 млн рублей.
По оценкам Алексея Зеленцова, специфика ИТ-рынка Венесуэлы, по крайней мере, в госсекторе — полный отказ от технологий Microsoft (по понятным политическим мотивам). В силу этого госорганы пользуются открытым ПО, в частности, Linux. Поэтому Digital Design планирует поставлять в страну заказные решения с прицелом на альтернативных вендоров — в частности, IBM и поставщиков платформ на базе открытого кода. Еще одна особенность венесуэльского проекта — зарегулированность процесса принятия решения по госзакупкам, в том числе и в области ИТ: в частности, финальную подпись для таких приобретений ставит местное министерство телекоммуникаций.
Сейчас Венесуэла находится в зоне пристального внимания и других российских ИТ-игроков. Одним из первых там появился российский WiMAX-оператор "Скартел" (торговая марка Yota), который демонстрировал возможности беспроводных технологий. "В Венесуэле мы строим WiMAX-сеть, и все идет по запланированному сценарию. Плюс у нас есть проекты в Никарагуа и Бразилии, и в целом Латинская Америка входит в список наших стратегических интересов", — рассказала PR-директор "Скартела" Наталья Царевская-Дякина.
"Венесуэла — перспективный рынок. Он интересен, прежде всего, очень высокими темпами роста расходов на ИТ, который последние несколько лет составлял не менее 25% в год. Одновременно эта страна богата ресурсами и все еще отличается крайне низким уровнем развития информационных технологий, что создает предпосылки для сохранения высокой динамики. Кроме того, между Россией и Венесуэлой сложились хорошие отношения, для наших компаний условия выхода на данный рынок можно назвать вполне комфортными", — считает аналитик ИК "ФИНАМ" Татьяна Менькова.
Это не первый случай выхода петербургских ИТ-компаний на рынки стран третьего мира. В частности, уже более года работает офис компании "Поликом Про" в Камеруне. "Наш бизнес в этой стране развивается, и основной спрос приходится на решения в области безопасности. Мы вышли в Камерун еще до кризиса, и текущий тренд появления отечественных игроков в таких странах, на мой взгляд, объясняется достаточно просто — в условиях сокращения спроса на традиционных рынках компании ищут для себя новые возможности", — сообщила "Ъ" руководитель отдела маркетинга компании "Поликом Про" Лариса Трепова.
Александр Янкевич