На совещании у заместителя главы Минкомсвязи Алексея Соколова обсуждалась необходимость создания условий для формирования не менее двух компаний-лидеров по разработке офисного программного обеспечения, следует из протокола совещания 26 сентября (копия есть у “Ъ”). Само мероприятие было посвящено реализации постановления правительства о централизованных госзакупках офисных приложений.
Крупнейшим продавцом офисного ПО в России считается Microsoft. В 2017 году рыночная доля американской корпорации составила 89%, оценивал ритейлер «М.Видео». Еще 10% российского розничного рынка офисных программ, по данным ритейлера, занимала корейская Hancom; у остальные решений, включая российские, было около 1%. В госструктурах на продукт «Мой офис» разработчика НОТ приходится около 4%, на иностранное свободное ПО LibreOffice и OpenOffice — по 5–7%, остальное — на Microsoft Office, оценивает гендиректор «Базальт СПО» Алексей Смирнов. Гендиректор НОТ Дмитрий Комиссаров полагает, что на рынке госзакупок ПО около 85% приходится на Microsoft, около 3% — на «Мой офис».
Для участия в централизованных госзакупках необходимо наличие как минимум двух продуктов, которые должны не только находиться в реестре отечественного софта, но и соответствовать дополнительным требованиям, введенным в 2017 году. Сейчас есть только один такой продукт — «Мой офис», говорят опрошенные “Ъ” участники рынка. Другие офисные пакеты из реестра, включенные в категорию офисного ПО, этим требованиям не соответствуют и разработчики не планируют их дорабатывать, подтверждает Алексей Смирнов.
В Минкомсвязи не ответили на запрос “Ъ”, в Федеральной антимонопольной службе не стали комментировать инициативу, так как представитель службы не участвовал в совещании.
В случае угрозы занятия одним игроком доминирующего положения на рынке нужно выращивать конкурентов, подчеркивает начальник управления корпоративных реформ и закупок аналитического центра при правительстве Павел Тихомиров. Отсутствие предложения на рынке ведет к его монополизации, что чревато завышением цены на продукт, псевдоконкуренции и другим негативным проявлениям, полагает он. Какие компании в итоге смогут участвовать в централизованной госзакупке ПО, по его словам, «покажут результаты отбора и тестовой эксплуатации».
Кроме продуктов «Моего офиса» в реестре есть два продукта компаний «Базальт» и «Циркон», созданных на основе свободного LibreOffice, но их разработчики отказались вносить изменения, чтобы соответствовать правилам госзакупок, рассказывает Дмитрий Комиссаров. Всем требованиям соответствует только «Мой офис», но для участия в централизованной закупке необходим как минимум один конкурент, подтверждает он. «Это довольно смешная история, потому что получается, что российский продукт покупать нельзя, но можно покупать Microsoft Office, к которому таких требований нет,— поясняет он.— Мы надеемся, что Минкомсвязь разрулит этот вопрос: например, проспонсирует новый продукт».
Конкуренцию «Моему офису» может составить еще один офисный продукт — «Р7-Офис», который пока не включен в реестр, полагают участники рынка. Как сообщили “Ъ” в компании—разработчике этого продукта, «Р7-Офис» находится на рассмотрении для включения в реестр и «полностью соответствует» требованиям, необходимым для допуска к госзакупкам.
Кристина Жукова, Владислав Новый, Денис Скоробогатько