Сегодня совет директоров "Системы" в заочной форме рассмотрит вопрос продажи ООО "Система Телеком" оператору МТС (52,8% принадлежит АФК), рассказали "Ъ" два источника, близких к дочерним компаниям "Системы". Сделка позволит МТС получить в собственность все бренды с изображением яйца и консолидировать 100% компании "ТС Ритейл" (сейчас 45% принадлежит "Системе Телеком", остальное — у МТС), владеющей частью салонов связи под вывеской МТС. Также "Системе Телеком" принадлежат векселя МТС на $70 млн, выпущенные еще в начале 2000-х годов для финансирования строительства GSM-сетей в регионах. Сумма сделки может составить около $440 млн с учетом долга компании в размере $60 млн, уточнил источник "Ъ". По его данным, эта сумма рассчитывалась, в частности, исходя из роялти, которые платили "Системе" ее "дочки", включая МТС. Финансовым консультантом выступает ING.
В АФК и МТС вчера отказались комментировать эту информацию. В то же время директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская отмечает, что им, "безусловно, интересно контролировать собственные товарные знаки, чтобы максимально эффективно использовать их для развития бренда". Получить комментарий в ING не удалось.
"Система Телеком" до 2007 года была управляющей компанией для телекоммуникационных активов "Системы" — МТС (51%), "Комстар-ОТС" (51%), "Скай Линк" (50%) и "Межрегиональный транзит телеком" (50%; МТТ). По данным "СПАРК-Интерфакс", "Система Телеком" владеет 71,425% медийной "дочки" "Система массмедиа", 100% "Интеллект Телекома" и другими компаниями, но в АФК заявили, что все эти структуры уже переведены на другие юрлица. Выручка "Системы Телеком" в 2009 году составила 432,4 млн руб., чистая прибыль — 937,7 млн руб. Совладельцами компании являются АФК "Система" (99,99%) и ее "дочка" — ЗАО "Система-Инвенчур" (0,01%).
В мае 2006 года "Система Телеком" запустила сквозной бренд для своих подразделений. В качестве логотипа выбрали белое яйцо, заключенное в квадраты разного цвета: у МТС — красный квадрат, у "Комстара" — фиолетовый, у его "дочек", МГТС и "Стрим",— синий и зеленый соответственно, а у самой "Системы Телеком" фон был серебристым. Позже подобный бренд запустил и МТТ, но после продажи холдинга весной 2009 года "Промсвязькапиталу" бренд перестали использовать.
"Сделка выглядит сомнительной инвестицией,— считает аналитик "ВТБ Капитала" Виктор Климович.— По нашим прогнозам, выручка МТС с 2010 по 2019 год составит около $170 млрд, исходя из этого сумма сделки превышает роялти, которое могла бы выплачивать МТС за собственный торговый знак в течение десяти лет". Впрочем, один из источников "Ъ" настаивает, что роялти может расти не только вместе с выручкой компании, может измениться и процент отчислений, который сейчас составляет 0,16% выручки.
Согласно официальным документам МТС, за последние три года роялти за бренды МТС, "Комстар" и МГТС составили $45 млн. Для сравнения: сотовый оператор Telefonica в 2009 году получил €369 млн в качестве роялти за использование своего бренда сторонними компаниями. В 2010 году в глобальном рейтинге Brandz, составленном британской исследовательской компанией Millward Brown Optimor, стоимость бренда МТС оценили в $9,7 млрд.
Анна Балашова