После того как в 2012 г. ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) сократило число биллинговых систем до пяти, в следующем году компания намерена объединить их на базе единого программного продукта от "Ситроникса" (входит в АФК "Система"), создаваемого на основе системы Forix Fix.
Как сообщил журналистам директор МТС по фиксированному бизнесу и ТВ Дмитрий Багдасарян, разработка этой системы должна быть завершена к I кварталу 2013 г., одновременно запланировано внедрение единой системы CRM от Siebel Systems. ОАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС) станет первой компанией, где будет установлен новый единый биллинг, - МГТС внедрила Forix Fix в 2010 г.
"Единый биллинг позволит МТС создать единый счет для абонентов сотовой и фиксированной связи и в короткие сроки запускать общефедеральные маркетинговые программы, предлагать абонентам привлекательные скидки и пакетные предложения", - пояснил Дмитрий Багдасарян.
Другой крупный оператор с множеством межрегиональных филиалов - "Ростелеком" - отказался от внедрения во всех регионах единого биллинга. Этот подход был признан неэффективным и экономически невыгодным. В итоге сейчас в макрорегиональных филиалах компании действует несколько десятков биллинговых систем пяти производителей (см. новость ComNews от 5 сентября 2012 г.).
Проект по внедрению единой автоматизированной системы расчетов с абонентами во всех межрегиональных компаниях (МРК) ОАО "Связьинвест" и ОАО "Ростелеком" стартовал почти 10 лет назад, в декабре 2003 г., два года спустя после образования МРК на базе 88 региональных операторов электросвязи. "Связьинвест" выбрал для внедрения систему конвергентного биллинга производства Amdocs, лицензии приобретали непосредственно компании, входившие в "Связьинвест", – "Ростелеком" и МРК. При объединении компаний 1 апреля 2011 г. все лицензии перешли на баланс "Ростелекома".
Внедрение биллинговой системы Amdocs, уверял "Связьинвест", помогло бы организовать единую систему расчетов во всех МРК и снизить общую стоимость эксплуатации биллинга. Однако в 2008 г. "Связьинвест", потратив на проект "выравнивания" и внедрения единого биллинга более $50 млн, заморозил его. Затем компания заявила, что полностью отказывается от биллинга Amdocs, и списала большую часть затрат в связи с переоценкой нематериальных активов МРК.
В беседе с ComNews руководитель пресс-службы компании-интегратора "Техносерв" Екатерина Андреева сообщила, что на текущий моменты все операторы "большой тройки" имеют в своих активах фиксированный бизнес, который они интегрируют с мобильным бизнесом, стремясь к оказанию свои клиентам полноценных FMC-услуг.
"Одним из способов продвижения конвергенции является выставление клиенту единого счета с перечнем всех услуг связи, а наиболее прозрачно и полно это может выполнить единый биллинг, - пояснила Екатерина Андреева. - Он исключает возможность накладок, дает больший простор для анализа потребительских предпочтений, а также выводов для повышения операционной эффективности объединенного бизнеса".
По мнению Екатерины Андреевой, внедрение единой биллинговой платформы требует серьезной компетенции, так как подходы к расчету услуг в биллинговых платформах для фиксированного и мобильного бизнеса существенно различаются. "Кроме того, при внедрении требуется корректная интеграция всего массива ранее накопленной клиентской информации", - подчеркнула она.
Дарья Лютцау