По словам г-на Васильева, на российском телекоммуникационном рынке в 2017 году наблюдалось два устойчивых тренда. Рынок облачных коммуникаций рос очень быстро, а межоператорская выручка от международного трафика, наоборот, снижалась.
Финансовые результаты МТТ за 2017 год отражают и репозиционирование компании на рынке. Новые направления бизнеса, на которые была сделана ставка – Унифицированные коммуникации (Unified Communications, UC), интерфейсы прикладных программ для телеком (Telecom API) и инфраструктурные решения (MVNE+) – показали существенный рост, а доход от традиционных услуг (широкополосный доступ к Интернет, передача транзитного трафика) снизился. Благодаря тому что доля услуг для телеком-операторов у МТТ до 30%, компании удалось избежать существенного снижения выручки.
Евгений Васильев, генеральный директор MTT
Выручка МТТ в 2017 г. снизилась до 11 828 млн руб., или на 1% по сравнению с 2016 г. (11 997 млн руб.), показатель EBITDA снизился на 8%, до 1163 млн руб, по сравнению с 1259 млн руб в 2016 году. В то же время рост доходов от сегмента Унифицированные коммуникации (UC) составил 18% по сравнению с 2016 годом, а бизнес Telecom API увеличился на 75% год к году. Показатель Долг/EBITDA компании МТТ сохранился на уровне 2016 года и составил 1,5. Показатель Net Debt /EBITDA сохранился на уровне 2016 года и составил 1,2.
Дальнейшие планы развития МТТ строит на базе «трёх китов» – «Унифицированные коммуникации», Telecom API и MVNE/IoT. По словам Евгения Васильева, МТТ является первым MVNO оператором в Росcии, и единственным MVNE оператором. У компании на данный момент свыше 80 тысяч клиентов в сегменте «Унифицированные коммуникации», и 60 тысяч номеров 8-800 (второе место среди операторов в России).
Число сотрудников по сравнению с прошлым годом осталось неизменным – в МТТ работает 600 человек, включая 140 разработчиков в собственном R&D центре. Собственные разработчики являются гордостью компании, и контроль за написанием кода и его развитием позволяет лучше подстраиваться под требования заказчикам, и первыми, или одними из первых, предлагать новые услуги.
В сегменте MVNE у МТТ 7 реализованных проектов, общее число проектов может увеличиться до 15 к концу этого года. На своей платформе для виртуальных операторов мобильной связи компания МТТ запустила мобильные продукты для Алмател, 1С, Virgin Connect и ряда других клиентов. В области MVNO проектов компания предлагает как Full MVNO, так и Light MVNO решения. Проекты могут работать как на сети МТС, так и на сети Tele2.
В 2017 году у МТТ существенно расширилась целевая аудитория, для которой предлагаются виртуальные АТС и конвергентные (FMC) решения. Происходило развитие собственной абонентской базы, приобретение других проектов, а также развитие партнерского канала. МТТ сотрудничает по этому направлению с банком Тинькофф и Яндекс-Касса. География присутствия была расширена до 88 городов.
В сегменте Telecom API у компании появилось сразу несколько крупных клиентов — это Авито, ЦИАН, Gett, ТД Пятёрочка, Грузовичкофф. Выручка от Telecom API за 2017 год увеличилась на 75%, клиентская база на 96%, продажи выросли на 87%.
Собственный MVNO проект MTT был изначально нишевым, и ориентирован на рынок мигрантов. «Этнические MVNO» – это один их характерных примеров MVNO решений во многих странах. В 2016 году у проекта было 2 домашних региона: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область.
В 2017 году география присутствия была существенно расширена – добавились Свердловская, Новосибирская и Ростовская области, и Краснодарский край.
Был запущен проект Dual SIM «Моя Армения» со армянским мобильным оператором Ucom. В 2018 году от МТТ можно ожидать выхода нового продукта – «SIM-карты для международного роуминга». Подробности компания пока не раскрывает, но обещает очень интересное предложение, которое сможет конкурировать с «гостевыми» симкартами, приобретаемыми туристами в стране пребывания.
МТТ также инвестирует в Интернет вещей (IoT). Интерес для компании представляет его корпоративная часть, в качестве потенциальных клиентов называются службы ЖКХ, агрокомплексы, логистические компании, аэропорты. В качестве базовых городов и регионов присутствия выбраны Москва Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород. В этих городах будет развернута инфраструктура «до -1-го этажа». IoT решение от MTT подразумевает создание своей платформы, и маркетплейса, где партнеры будут предлагать решения. В качестве базовой технологии для объединения элементов IoT в единую сеть выбрана LoRa. В планах компании увеличить через 4 года доход от IoT до 5 млрд рублей.