МТС объявила о проведении запроса технической информации (RFI) на cоздание инфраструктуры MVNE. Предложения оператор будет принимать до 25 декабря 2015 г. Пресс-служба МТС вчера воздержалась от дополнительных комментариев.
Директор по корпоративным коммуникациям ООО "МТТ Групп" (в нее входит ОАО "МТТ") Анна Бойко оказалась словоохотливей и сказала, что компания одной из первых в России приступила к реализации MVNE. "В нынешнем году МТТ выстроил инфраструктуру и бизнес-процессы для запуска MVNE, - уточнила в беседе с ComNews Анна Бойко. - Среди потенциальных клиентов - крупные корпоративные заказчики, с которыми уже достигнут ряд договоренностей, и операторы "большой четверки". Первые проекты по модели MVNE будут реализованы уже в первом полугодии 2016 г.".
В принципе, как сказал финансовый аналитик ИХ "Финам" Тимур Нигматуллин, MVNE - это своеобразный посредник между обычными операторами и потенциальными MVNO. "Как правило, он занимается следующими вопросами: предоставляет технологическое сопровождение, лицензирует услуги, является соинвестором и т.п.", - добавил в разговоре с корреспондентом ComNews Тимур Нигматуллин.
По его словам, очевидно, что МТС интересуется этим направлением на фоне роста популярности MVNO-проектов в России. Так, одни из крупнейших из них ("Связной" и MVNO от МТТ) активно используют инфраструктуру МТС, и, таким образом, это направление является для мобильного оператора интересной "точкой роста".
"Основные драйверы развития MVNE в РФ - MVNO игроков из ритейла ("Связной", "Ашан") и ниша, связанная с мигрантами (проект МТТ), - считает Тимур Нигматуллин. - На фоне усиления конкуренции между российскими операторами со временем они будут все более заинтересованы в развитии MVNE и MVNO".
Потенциальным клиентом услуги MVNE, по словам руководителя департамента беспроводных технологий J'son & Partners Сonsulting Виталия Солонина, может стать любая компания, которая смогла договориться с мобильным оператором об использовании его базовых станций. Это, как заметил Виталий Солонин, больше касается компаний не из телекоммуникационной индустрии, у которых нет опыта и требуемых активов (биллинговые системы, службы поддержки клиентов, номерная емкость и пр.) для создания полноценного MVNO, а не просто реселлера услуг мобильного оператора. Таким образом, по его словам, благодаря решению MVNE компании, которые не имеют опыта в телекоммуникациях и не хотят инвестировать, смогут стать Full MVNO.
"Сейчас потенциальное предложение МТС может быть интересно различным типам предприятий, но в итоге их можно объединить в три группы. Первая группа - это новые игроки рынка, стремящиеся заработать на мобильной связи, вторая - фиксированные операторы, дополняющие свой пакет услуг мобильным предложением. И третья группа - крупные предприятия, заинтересованные в том, чтобы из клиента превратиться в провайдера услуг - в основном для собственных сотрудников, членов их семей, а также для работников смежных предприятий", - считает генеральный директор агентства "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов.
В МТТ считают, что потенциал рынка MVNE в России огромный. "Мы неоднократно заявляли, что это перспективное направление, и МТС делает шаг в верном направлении, развивая его", - отметила Анна Бойко.
На взгляд Виталия Солонина, один из возможных драйверов развития рынка MVNE в России - это недостаточно загруженные сети LTE. Операторы хорошо вложились в строительство сетей, как заметил он, теперь эти инвестиции нужно отбивать. "Для того чтобы заполнить сети клиентами и зайти в нишевые сегменты, нужны MVNO, а для их быстрого запуска нужны MVNE. Последние предоставляют виртуальным операторам готовые решения и избавляют их от головной боли, связанной с решением непрофильных задач", - заявил Виталий Солонин.
Тем не менее, как рассказал Виталий Солонин, в России рынок независимых Full MVNO-операторов развит крайне слабо, а поскольку MVNE выступают в качестве поставщиков решений и услуг для таких потенциальных виртуальных операторов, то спрос на их предложения также фактически отсутствует.
Несмотря на это некоторые операторы "большой четверки" (помимо МТС) также высказывают заинтересованность в создании MVNE. "ПАО "МегаФон" заинтересовано в развитии этого направления", - лаконично ответила корреспонденту ComNews руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина.
Tele2, как сообщил представитель компании Константин Прокшин, тоже намерено развивать это направление. Он напомнил, что Tele2 планирует создать MVNO с ПАО "Ростелеком". "Совместно мы будем создавать пакеты из мобильных тарифов Tele2 и услуг "Ростелекома". Сейчас мы занимаемся проработкой технической и коммерческой части этого проекта", - заключил в беседе с ComNews Константин Прокшин.
Пресс-служба ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") вчера воздержалась от комментариев.
Андрей Федосеев