В нынешнем году форум Intercom Evolution прошел за один день, а не за два, как это было в прошлые годы (см., например, новости «Интерком 2012», часть первая: тренды российского телекома и его будущее от 11 декабря 2012 г. и По следам «Интеркома-2012». Вторая часть: корпоративный рынок связи, широкополосный доступ в бизнес-центрах и облака от 27 декабря 2012 г. ). Это добавило выступлениям динамичности, дискуссиям остроты. В итоге, конечно же, все участники остались в выигрыше от общения с коллегами.
В рамках форума участникам предстояло выяснить, как изменился рынок телекоммуникаций за прошедший год. Важно, что организацию Intercom Evolution, как крупнейшего мероприятия в сфере связи и телекоммуникаций, поддерживает Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга. Об этом заявил в благодарственном слове начальник отдела телекоммуникационного обеспечения и развития отрасли связи Игорь Бушихин. Он пояснил, что одна из основных задач Комитета - обеспечение надежной и качественной современной связью жителей Петербурга, а также развитие телекоммуникационных сетей как основы для формирования информационного общества. Intercom Evolution способствует решению этой задачи. Директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» Андрей Балаценко добавил: сложно переоценить важность стратегических связей партнеров и игроков телекоммуникационного рынка. «Интерком», чьим генеральным партнером является «Ростелеком», помогает проводить открытые диалоги, встречаться с профессионалами в этой отрасли, делиться своими успехами.
Intercom Evolution'2013 собрал ведущих игроков и экспертов телекоммуникационного рынка
Первой - и главной - секцией форума стала панельная дискуссия «Новое лицо телеком-бизнеса», в рамках которой планировалось обсудить успешные и неудачные проекты телекома, борьбу моделей развития (условно говоря, количество против качества) и доходные тренды наступающего года.
Модератор секции обозначил тенденции: переход от локальных рынков к операторам, предоставляющим целый комплекс услуг: сотовая связь, ШПД, платное ТВ и другие. Появляются новые технологии (например, LTE) и сервисы (интерактивное ТВ).
Вновь взявший слово вице-президент - директор макрорегионального филиала «Ростелеком Северо-Запад» Андрей Балаценко описал происходящие в «Ростелекоме» бизнес-процессы: в Петербурге к сетям компании подключено более двух миллионов домохозяйств, из которых полмиллиона - абоненты ШПД. Уровень проникновения ШПД от «Ростелекома» в дома составляет в Петербурге 72 %, а платного ТВ — 95 %. При этом самая популярная средняя скорость интернета на сегодня - 25-35 Мбит/с.
Директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» Андрей Балаценко
намерен сохранить лидирующие позиции компании на рынке ШПД и интерактивного ТВ
«Ростелеком» остается лидером российского рынка в сегментах ШПД и платного ТВ. Этим обусловлены ближайшие и долгосрочные цели компании: клиентоориентированный интернет (линейка FAST), в рамках Интерактивного ТВ - просмотр контента в HD и UHD, интерактивные сериалы, видео по запросу, онлайн-обучение, сетевые игры, «мультискрин» (возможность просмотра передач на нескольких ТВ в доме), smart-TV. Для достижения этих целей «Ростелеком» планирует развивать оптическую сетевую инфраструктуру (покрытие в 33 млн домохозяйств и средняя скорость интернета до 1 Гбит/с к 2018 году — см. новость раздела «Ростелеком Интернет» от 4 декабря 2013 г.), продвигать пакетированные услуги связи и открывать новые сервисы.
Генеральный директор «ЭР-Телеком Холдинга» (торговая марка «Дом.ру») Андрей Семериков высказал популярное среди коллег мнение, что «инвестиционный бум в отрасли закончился, и пришло время собирать камни». Проблема заключается в том, что при росте скоростей Интернета и количества каналов платного ТВ платежеспособность пользователей услуг осталась прежней, платить большую сумму никто не хочет. Так, последние 6-7 лет все операторы мобильной связи вынуждены снижать качество услуг из-за того, что уровень притязаний клиентов при одной и той же платежеспособности растет, а инвестиции в развитие сетей, соответственно, сокращаются.
Генеральный директор «ЭР-Телеком Холдинга» («Дом.Ру») Андрей Семериков:
«Игрокам телеком-рынка пришло время собирать камни»
Другим игрокам телеком-рынка необходимо прислушаться к этому негативному опыту и постараться предотвратить подобное в своих сегментах. Это ответственный момент для каждого оператора и особенно для их технических специалистов: не допустить снижения качества услуг.
Коммерческий директор «Триколор ТВ» Сергей Ставропольцев рассказал, каким образом его компания, оператор спутникового ТВ добилась прироста абонентской базы и повышения доходности бизнеса. Это произошло благодаря умелой маркетинговой политике. Начинала компания с того, что предложила потенциальному клиенту: заплати один раз и смотри всю жизнь бесплатно. Эта формула действует и по сей день: 11 базовых каналов «Триколор ТВ» предоставляет абонентам бесплатно. Монетизация услуг происходит от платы за подключение, а также от введения дополнительных пакетов каналов. Сегодня абонентская база оператора составляет 13 млн человек. В планах - новый биллинг пакетных предложений, опция «try & by» (возможность бесплатного краткосрочного тестирования услуги), введение золотой карты «Всё включено», запуск нового спутника в Сибири, улучшение внутреннего информирования клиентов и обмен устаревшего оборудования.
Первый заместитель директора Северо-Западного филиала «ТрансТелеКом» Кирилл Марков вкратце показал, как компания развивала новейшую высокопроизводительную сеть IP/MPLS.
Руководитель петербургского филиала «Манго Телеком» Екатерина Биненко раскрыла особенности облачного рынка, в котором работает «Манго». Облачный рынок, в отличие от рынка, скажем, сотовой связи, развивается очень активно. По словам спикера, облачные решения дают ощутимые преимущества среднему и крупному бизнесу. Для первого это финансовая экономия (минимальные инвестиции «на входе»), гибкость опционала, клиентоориентированность. Для второго - географическое расширение сети, оптимизация работы, управленческая культура компания-клиент. Екатерина уточнила, однако, что не все ИТ-сервисы нужно передавать в облако. Сдерживающие факторы на российском рынке облачного сервиса - низкое проникновение Интернета в масштабах всей страны; недостаточная грамотность в области ИТ; консерватизм и недоверие. Спикер выразила надежду, что запускающийся в данный момент проект «Электронное правительство» повысит лояльность клиентов и даст толчок к развитию облачных сервисов.
Директор по маркетингу «МТС Северо-Запад» Елена Копшарь, со своей стороны, также выделила несколько тенденций развития современного телеком-рынка: постепенное снижение доли фиксированной связи в пользу мобильной; уменьшение темпа роста дохода от традиционных мобильных услуг; укрепление позиций крупнейших игроков российского рынка. Трафик данных увеличивается очень быстро, тогда как голосовые услуги теряют популярность. Мировой тренд — эволюция бизнеса в сторону услуг передачи данных — в России является основной областью технического развития операторов. Компания МТС первой из «большой тройки» операторов предложила подход, при котором «голос» предоставляется не как основная, а как бонусная услуга. Так, на некоторых тарифах звонки бесплатные — это освобождает у абонента часть средств, которую он может потратить на новые продукты.
Управляющий партнер iKS-Consulting Константин Анкилов в докладе «Эволюция видеосмотрения в сетях связи» привел статистику просмотров видео- и телеконтента пользователями разных социальных групп на разных устройствах. Проявлением закономерной тенденции стали данные о том, что 10 % аудитории в крупных городах вообще не используют телевизор для просмотра передач и фильмов. Что касается распределения между устройствами в целом, то здесь телевизор по-прежнему занимает первое место среди источников видеоконтента (77 %), однако его стремительно догоняют ноутбуки (38 %) и стационарные ПК (29-35 %). Показатели смартфонов и планшетов в этой шкале также существенны: 15-25 %. На среднюю «продолжительность телесмотрения» сильно влияет возраст пользователя: люди старше 35 лет просматривают телеканалы в среднем 5,5 часов в сутки, что в два раза больше, чем категории опрошенных 19-34 года и менее 18 лет. Несомненно, это связано с популяризацией интернет-услуг: соцсетей, мессенджеров и других средств получения информации.
Таким образом, следующим этапом эволюции видео в операторских сетях, по словам Константина Анкилова, станут мультиплатформенные сервисы: потоковое вещание, VoD, контент-навигация, персональные надстройки, рекомендательные сервисы и интеграция с соцсетями.
Директор по эксплуатации сети «МегаФон Северо-Запад» Константин Струлёв в докладе «Тайное становится явным, или как эффективно перейти на аутсорсинг» предостерег коллег от необдуманного перехода на комплексный аутсорсинг. Он рассказал, с какими проблемами может столкнуться руководитель в такой ситуации: это не до конца выполненные задания и необратимость негативных изменений как следствие, поскольку для быстрой реакции на ошибку требуется персонал, которого в компании уже нет.
Директор по эксплуатации сети СЗФ «МегаФон» Константин Струлёв раскрыл суть эффективного атусорсинга
Спикер перечислил условия, которые нужно учитывать при подготовке к аутсорсингу: вникнуть в суть вопроса и учесть весь передаваемый функционал; определить точное количество персонала для выполнения определенного функционала, а также затраты на него; обеспечить стратегию долгосрочного сотрудничества. Что касается областей, в которых востребованы услуги компаний-аутсорсеров, то это широкий спектр услуг начиная с эксплуатации базовых станций, заканчивая проведением инвентаризаций и прочими работами.
Последний докладчик в секции, директор по сервису InterZet Василий Семёнов повел разговор о программах лояльности как инструменте повышения ARPU. Цели таких программ — стимулирование положительных эмоций абонентов, сбор рекомендаций, формирование ценности компании у абонента, продвижение дополнительных услуг. Так, в InterZet действуют две программы лояльности: бонусная (баллы за пользование услугами) и дисконтная (скидки у партнеров по дисконтной карте, специальное обслуживание, cash-back).
После перерыва работу начала вторая секция форума - «Intercom Index 2013 — Рейтинг телекома». Выступали генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков («Рейтинги операторов фиксированной связи и платного ТВ»), аналитик InvestCafe Тимур Нигматуллин («Рейтинги операторов мобильной связи») и технический директор 3G Speed Алексей Бичук («Рейтинги мобильных скоростей двух столиц»). Доклады спикеров были построены на статистических данных и охватывали позиции компаний и проектов, карту абонентов, доходы и потери.
Аналитик InvestCafe Тимур Нигматуллин подробно проанализировал
финансовые показатели российских операторов мобильной связи
Технический директор проекта 3G Speed Алексей Бичук представил наглядный рейтинг
скоростей мобильного доступа в Интернет сотовых операторов двух столиц.
Лидером в Петербурге оказался «Ростелеком» - как новый игрок с сетью 3G –
ее запуск состоялся в августе 2013 года и она обслуживает несколько десятков тысяч абонентов
Далее настала очередь «Telecom Time — Пять стадий линейного планирования». Бизнес-тренер Юрий Бастриков провел среди топ-менеджеров телекома деловую игру по управлению временем.
Под завершение мероприятия состоялось вручение премии «INTERCOM AWARDS – 2013», после которого всех участников форума пригласили на New Year Telecom Party, посвященную встрече нового телеком-года.
Intercom Awards — единственная отраслевая награда на Северо-Западе в семи персональных (лучшему руководителю, коммерческому директору, техническому директору, специалисту по PR, журналисту и эксперту в сфере телекоммуникаций) и одной коллективной (телекоммуникационной компании) номинации. Критериями отбора лауреатов являются эффективность работы, инновационный подход и наличие достижений, которые повлияли на развитие телекоммуникационной отрасли.
Все номинанты Intercom Awards оказались на новогодней торте на завершающей части мероприятия
Добавим, что генеральным партнером форума Intercom Evolution стал «Ростелеком», телекоммуникационным партнером - «МегаФон», спонсором – ООО «Твип» (TVIP). Организатором форума, как и во все прошлые три годы, стала компания «ICF — Международные конференции».