Карточное воскрешение. Рынок dial-up оправился от кризиса

Петербургский рынок коммутируемого доступа в Интернет пережил кризис, возникший после введения основным владельцем телефонных ресурсов – ОАО «Северо-Западный Телеком» - платы за звонок на модемный пул для интернет-провайдеров, которая увеличила стоимость конечной услуги для абонентов. Уже в августе объем потребления услуг у большинства игроков вернулся к докризисному уровню. Тем не менее, сложившаяся ситуация сулит свои плюсы для игроков на рынке выделенного доступа для домашних пользователей.

Напомним, что с 1 июля этого года компания «Северо-Западный Телеком» (СЗТ) ввела порядок расчета с присоединенными провайдерами, согласно которому плата за минуту звонка на их модемные пулы из ее сети составила 18 копеек(см. выпуск новостей от 13 июня 2006 г.). Такая схема связана с вступлением в силу новых правил взаиморасчетов между телефонными операторами. В частности, в этом году начало работать новое законодательство, и одним из его главных и заметных на рынке постулатов стало внедрение принципа «платит звонящий» на рынке мобильной связи. Но, кроме этого, важно отметить, что изменились также и правила взаиморасчета между самими операторами связи. Так, сегодня фиксированные операторы вместо аренды ресурсов друг у друга оплачивают своим партнерам (или, в противоположном случае, получают за это деньги) услуги, включая инициацию звонка, транзит трафика и терминацию (завершение) звонка. Результатом этого и стало вмененное интернет-провайдерам обязательство оплачивать минуту соединения своих абонентов операторской компании, из чьей сети осуществляется звонок. В Петербурге основным владельцем телефонных ресурсов является «Северо-Западный Телеком».

Следствием сложившейся ситуации стало неминуемое повышение расценок на услугу коммутируемого доступа со стороны интернет-провайдеров. На данный момент уже все операторы Петербурга предлагают пользователям новые тарифы. Летом же у пользователей коммутируемого доступа был более широкий выбор, и при отслеживании ситуации на рынке можно было еще найти «старые», более выгодные тарифы. Это было связано с тем, что повышение стоимости доступа во Всемирную паутину в целом по рынку прошло не одновременно, а растянулось на два месяца. Так, ряд операторов объявил об изменении своих предложений еще до фактического начала действия системы расчетов и до окончательной установки стоимости минуты звонка со стороны СЗТ. Например, в первых рядах оказались «Вэб Плас», «ПетерСтар», «Петерлинк» и «РКом» (см. выпуск новостей от 4 июля 2006 г.). Также в июле тарифы изменили «Матрикс Сетевые Решения» и «Сити ОнЛайн». Большинство же операторов пошли «на повышение» в начале августа, уже после установления окончательных ставок со стороны СЗТ. Среди них – «ЛАНК Телеком», «ВестКолл», «Комлинк», «Мастер Ай-Ти» (торговая марка «Мастер Связь») (см. выпуск новостей от 26 июля 2006 г.). Одними из последних с подобными инициативами выступили провайдеры «Голден Телеком», предоставляющий доступ в Интернет под торговой маркой «РОЛ», «Зебра Телеком» и «Метроком», в частности, у последнего в полной мере изменения в тарифах стали действовать с 1 сентября.

Стоит отметить, что сам СЗТ при этом не стал радикально менять расценки своей услуги коммутируемого доступа «Аванс» (см. выпуск новостей от 2 августа 2006 г.).

Во время кризиса многие операторы прекратили поставки в дилерские точки старых карт, постепенно заменяя старые линейки на новые. В частности, на такой шаг пошли «ПетерСтар», «Сити ОнЛайн» и «Комлинк». Впрочем, замена карт последнего оператора связана также со сменой фирменного стиля. «Мы изымали свои карты из продажи не только в связи с изменением тарифов, но также в связи с появлением нашей новой торговой марки. Обновленные карты пока еще развозятся по дилерам. Поэтому на данный момент рано делать какие-либо выводы относительно послекризисного спроса на наши услуги dial-up», - говорит генеральный директор компании «Комлинк» Сергей Горелов. А например, «ЛАНК Телеком» предложил своим абонентам вернуть карты в случае недовольства новыми тарифами. «Мы не изымали карты, но уведомили клиентов, что с 1 августа тарифы изменятся. Следовательно, у клиентов был выбор: продолжать пользоваться или вернуть карты нам. Насколько мне известно, возвратов не было», - рассказала руководитель отдела маркетинга и рекламы «ЛАНК Телеком» Екатерина Дементей.

На первом этапе после повышения тарифов многие операторы зафиксировали снижение объема потребления услуг. «Сейчас мы не можем сказать, что спрос вернулся на докризисный уровень - спад на рынке оказался достаточно существенным. С другой стороны, мы отмечаем положительную динамику продаж, и надеемся, что в постепенно спрос восстановится до прежнего уровня», - говорит руководитель программы «Сити ОнЛайн» Феликс Касаткин. «В момент введения новых цен нагрузка на наши модемные пулы резко сократилась, но уже сейчас она не только вернулась на докризисный уровень, но и превысила его. Во многом это произошло за счет того, что мы не заняли, как многие, выжидательную позицию, а наоборот – активизировались в сфере продвижения наших карт», - отмечает технический директор компании «Матрикс Сетевые Решения» Олег Лебедев.

Представители крупных интернет-провайдеров (напомним, что лидирующие игроки на этом рынке – «Вэб Плас», «ПетерСтар», «Зебра Телеком», «ЛАНК Телеком», особняком стоит кредитный «Аванс») отмечают, что проблемы со сбытом обошли их стороной. «Насколько мы видим из данных по активациям и трафику, коммутируемым доступом пока что пользуются в том же объеме, что и раньше - наши пользователи просто стали в два раза чаще покупать карты, т.к. привыкли к определенному количеству часов в месяц. Одним из факторов этого является то, что услугой dial-up в основном пользуются те, кто мало времени проводит в сети, и при малом потреблении пользователи не видят смысла подключать выделенную линию», - рассказывает Екатерина Дементей. «После повышения тарифов спрос на доступ в Интернет по нашим картам не снизился, а наоборот продолжает расти», - сообщила менеджер по маркетингу ЗАО «Зебра Телеком СПб» Жанна Полянина. «По нашим наблюдениям, наши карты стали еще более востребованы: во время так называемого кризиса мы смогли не только удержать постоянных клиентов, но и привлечь новых пользователей», - добавляет руководитель отдела карт связи компании «ВестКолл» Елена Сурайкина.

В дилерских сетях сейчас тоже не отмечают значительного снижения продаж интернет-карт. «В самом начале, когда провайдеры массово меняли свои тарифы, у нас отмечался некоторый спад, который продолжался с середины июля до середины августа. Но сегодня спрос восстановился и, более того, в какой-то степени возрос», - рассказали в компании «Телефорум». При этом у ряда дилеров какое-либо изменение в спросе на карточные предложения в связи со сменой операторами тарифов не было зафиксировано, например, об этом сообщили в петербургском представительстве компании «Евросеть» и «Компьютерном мире».

Не смотря на отсутствие фатальных последствий, карточный кризис, по оценкам игроков, сыграл в пользу широкополосных услуг. «Маржинальность услуг dial-up с введением новых условий для самих провайдеров стала ниже. Кроме того, повышение расценок на коммутируемый доступ подтолкнуло домашние сети к новому витку снижения цен, а значит в ближайшей перспективе даже тем, кто потребляет услуги доступа в Интернет на 200 рублей в месяц, будет выгоднее подключиться по «выделенке», - полагает Екатерина Дементей. Напомним, что в начале августа - сентябре этого года ряд операторов домашних сетей провели преобразования в своих тарифных линейках, а другие собираются это сделать в ближайшее время (см. выпуск новостей от 1 сентября 2006 г.).

«Я думаю, что коммутируемый доступ как массовая услуга доживает последние годы и увеличение цен только катализирует этот процесс, хотя частью абонентов dial-up все равно будет востребован», - отмечает Олег Лебедев. Кроме того, по оценкам независимых аналитиков, пользователи, переключившиеся на широкополосный доступ в результате увеличения цен, вряд ли снова вернутся на dial-up, причем, число таких абонентов будет постоянно расти – сейчас это актуально в связи с окончанием отпускного сезона и сезонным всплеском на интернет-рынке. При этом новые, более высокие тарифы коммутируемого доступа вряд ли станут наиболее привлекательным предложением. Поэтому потребители обратят внимание на альтернативные широкополосные варианты.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Торговые сети, Регулирование, Финансы