На MoMo внимательно рассмотрели. Платежные системы и мобильные технологии

Вчера, 16 октября, в Петербурге состоялась третья неформальная встреча ИТ-специалистов в рамках проекта Mobile Monday St. Petersburg. Темой нынешнего мероприятия стали платежные системы. В частности, свою работу в данной области представили компании «Яндекс.Деньги» и Assist. Также о возможностях использования мобильных устройств при игре на бирже было рассказано в докладе компании «Эксперт-Система» (Devexperts). Представители компании Siemens в свою очередь рассказали о старте в России программы IMS Developer Program, направленной на сотрудничество с разработчиками мобильных приложений. Кроме того, было объявлено дальнейшее расписание работы Mobile Monday St. Petersburg. В частности, основной темой следующего «Мобильного Понедельника», который состоится в декабре, станет сотовая связь.

Международное сообщество Mobile Monday (MoMo) представляет собой некоммерческую организацию, куда входят профессионалы мобильной индустрии и основной целью которой является развитие бизнеса, налаживание сотрудничества между странами путем проведения регулярных неформальных встреч. Первые встречи специалистов в области мобильного контента и других современных медиа-областей в рамках проекта состоялись в 2000 году в Хельсинки. На сегодняшний день подобные мероприятия проходят уже в 21 стране Азии, Австралии, Европы и Северной Америки. В общей сложности в проект вовлечено 45 тыс. человек с планами их увеличения к 2007 году до 100 тыс. участников. Сегодня «Мобильные Понедельники» проходят в 25 городах, и к концу этого года ожидается, что в сеть будут входить уже 40 городов. Так, в мае этого года на Mobile Monday Global Summit было принято окончательное решение о запуске Mobile Monday в России, а вместе с ней и в Южной Корее, Бразилии, Индии, Кувейте, на Филиппинах и в Таиланде. На данный момент в Петербурге состоялось уже три «Мобильных Понедельника». Напомним, что первый прошел в июне этого года и был посвящен проблемам ИТ-отрасли (см. выпуск новостей от 20 июня 2006 г.), а второй в сентябре, его темой стали мобильные приложения (см. выпуск новостей от 19 сентября 2006 г.).

Последний – третий по счету - «Понедельник» состоялся вчера, 17 октября, и его основной темой стали платежные системы. Так, открыл мероприятие доклад директора петербургского филиала компании «Яндекс.Деньги» Натальи Хайтиной. Напомним, что «Яндекс.Деньги» является совместным проектом компании «Яндекс» и группы компаний PayCash. В этом году организация стала официально называться ООО «Яндекс.Деньги». Еще одним достижением является предоставление ей возможности использования фирменного стиля компании «Яндекс», в частности, написания названия компании через красную букву «Я». Сегодня большая часть сотрудников компании «Яндекс.Деньги» базируется в Петербурге, это связано с тем, что и сам проект возник именно здесь (тогда - в виде PayCash). Напомним, что недавно непосредственно уже сам «Яндекс» открыл в Петербурге свой центр разработок (см., например, выпуск новостей от 13 октября 2006 г.).

Возвращаясь в компании «Яндекс.Деньги» отметим, что сегодня количество кошельков пользователей системы превышает 800 тыс., ежедневно совершаются 50-80 операций. Сегодня пользователей системы можно разделить на два типа: профессионалы (они составляют 20 %) и любители (80 % аудитории). При этом количество транзакций распределено противоположным образом: 80 % приходится на профессионалов, кем, как правило, являются продвинутые пользователи Интернета, а 20 % совершают любители. Одним из важных моментов развития системы является появление в октябре 2005 года веб-кошельков, что упростило работу и привлекло дополнительное число пользователей. До этого, чтобы воспользоваться услугами «Яндекс.Деньги», необходимо было скачать специальную программу. На сегодняшний день, число таких кошельков не изменяется и остается на уровне, который фактически был до запуска web-кошелька, получившего большее распространение.

Также за последний год расширились возможности пополнения баланса кошелька. Традиционным способом пополнения счета являются специальные карты, которые на сегодняшний день продолжают оставаться наиболее востребованным методом. Среди последних новостей в развитии данного способа оплаты можно отметить заключение договора с компанией «Евросеть». Так, со следующее недели карты «Яндекс.Деньги» станут доступны в московских салонах компании, а в дальнейшем их можно будет приобрести и в других регионах. Кроме того, в этом году стало возможным пополнение баланса через системы платежных терминалов. По словам Натальи Хатиной, сегодня платежи в терминалах с целью пополнения кошелька «Яндекс.Деньги» в 5-7 раз превышают платежи за услуги сотовых операторов. Основным различием данных двух методов пополнения счета является наценка на продажу: через платежный терминалы она составляет 1 %, в свою очередь дилерские сети начисляют 5 %. Также пополнить счет можно через Сбербанк или наличным платежом через отделения Почты России.

Сегодня при помощи системы «Яндес.Деньги» можно оплатить услуги доступа в Интернет, сотовых операторов, хостинга, интернет-рекламы, приобрести товары в ряде интернет-магазинов, также новым, но, тем не менее, наиболее быстрорастущим сектором оплат являются игры. Также с ближайшей пятницы будет возможно посредством системы купить электронный билет. Система активно сотрудничает с другими службами «Яндекса». Так, «Яндес.Деньги» является единственным способом оплаты услуг службы «Яндекс.Директ» и сервисов онлайновой игры «Сфера». В разделе «Яндекс.Тариф» обязательно указывается, что услуги участвующей в нем компании можно опалить через данную систему. Напомним, что проект «Яндекс.Тариф» стартовал в начале этого года. Его целью является продвижение широкополосного доступа к сети Интернет и, в частности, рассказ посетителям о том, какие «правильные» тарифы существует в регионе, где находится пользователь (см. выпуск новостей от 30 января 2006 г.). На данный момент в Петербурге в проекте представлены тарифы порядка 30 кампаний, в основном это операторы домашних сетей.

Еще одной инициативой компании «Яндекс.Деньги» является запуск в этом году партнерской программы. Ее суть заключается в том, что «Яндекс» размещает баннеры партнера в своих различных разделах. В ответ партнер продвигает «Яндекс» на своих онлайновых и офлайновых площадках, а также предоставляет скидки на продукцию при ее оплате через систему «Яндекс.Деньги». Также сегодня эта компания работает над прямыми контактами с крупными западными сервисами.

Отметим, что сегодня компания фактически выделяет для себя только одного конкурента в сфере интернет-платежей – проект Web.Money. Впрочем, отмечается также, что «Яндекс.Деньги» является проектом, ориентированным исключительно на Россию: она работает на российских пользователей, использует только рубли и т.д. В тоже время Web.Money обладает более широкой географией, в частности она работает с несколькими видами валюты. Кроме того, стоит отметить, что на днях в России начала свою деятельность международная система PayPal. Впрочем, она воспринимается скорее как дополнение к существующим системам, поскольку работает только с зарубежными сервисами и таким образом заполняет данную нишу. Одним из значимых событий на европейском рынке электронных денег стал выход в этом году рабочего документа по применению директивы e-money, принятой еще в 2000 году. В документе изложены требования к компаниям, занимающимся электронными деньгами, например, они не имеют права брать комиссию, должны обеспечить своим клиентом рисковые ситуации, там прописан их уставной оборот и т.п. Впрочем, на данный момент этот документ распространяется только на Европу, когда подобный устав будет введен в России - не известно.

В дальнейшем тему интернет-платежей продолжил генеральный директор компании Assist Геннадий Спирин. Компания образована в 1998 году как проект компании «Рексофт» для оплаты через кредитные карты услуги интернет-магазина Ozon.ru, также в свое время принадлежавшего «Рексофт». Основными пользователями Assist на первых порах были российские эмигранты, покупающие на Ozon.ru книги и фильмы на русском языке. В 2002 году компания была выкуплена у «Рексофта» группой зарубежных и российских инвесторов. На данный момент оборот компании Assist насчитывает порядка $4 млн. в год, при этом 60 % дохода делается теми, кто живет за рубежом. Ежегодно рост оборота составляет 100-120 %. Штат компании на сегодняшний день - 15 человек.

На данный момент у Assist насчитывается более около 1 тыс. клиентов, большую часть которых составляют инетрнет-магазины, а также все операторы, занимающиеся продажей театральных билетов и др. Отметим, что, по словам Геннадия Спирина, сегодня большое внимание уделяется бронированию авиабилетов: так, Assist уже сотрудничает с компанией «Трансаэро», Пулковскими и Красноярскими авиалиниями, ведутся переговоры с «Аэрофлотом», «Калининградскими авиалиниями». Основными платежными системами для Assist являются карточные Visa, MasterCard, ведутся разговоры с картами American Express. Также через Assist можно провести электронные платежи WebMoney, «Яндекс.Деньги», CreditPilot и E-Port. Компания работает с такими банками, как «Альфа Банк» в Москве, «Балтийский Банк» и «Банк Санкт-Петербург», а также с компанией USC («Объединенные кредитные карты»).

Среди проектов компании можно отметить программу WiPost. Данная система устанавливается на кассовых аппаратах и позволяет проводить данные платежей через Интернет, причем в этом случае подходит любое устройство, в том числе и мобильный телефон. По мнению Геннадия Спирина, такая система особо востребована там, где осложнен доступ к коммуникациям. Также около семи месяцев назад компания выпустила пилотный терминал, который работает по кредитным картам и продает страховые полисы ОСАГО. Сегодня такой терминал существует в единственном варианте и проходит тестирование в Хельсинки. «Въезжая на территорию России необходимо приобретать страховку. В тоже время сегодня большой поток жителей Финляндии и Швеции едет в Россию. Поэтому в Хельсинки подобный терминал очень востребован», - говорит Геннадий Спирин. В дальнейшем такие терминалы появятся и в России, также может расшириться и их назначение. Так, могут появиться терминалы по продаже театральных или авиабилетов и других товаров.

Далее мероприятие продолжил доклад генерального директора компании «Эксперт Система» (Devexperts) Михаила Бабушкина, посвященный использованию мобильных устройств при игре на бирже. Напомним, что основной сферой деятельности компании является разработка высокотехнологичных решений в финансовом и банковском секторах. В частности, было отмечено, что с развитием технологий за последние три года, увеличились и возможности работы на бирже через мобильное устройство. Так, сегодня существует несколько систем мобильных телефонов. Это Windows Mobile, здесь работают такие бренды, как HTC и QTec, HP iPAQ, Eten, Samsung, Rover и др. Особенно данная система распространена в США и Европе. Система RIM BlackBerry также широко представлена в США, Европе и Японии, но совершенно не заметна на российском рынке. На базе Symbian OS работают Nokia, Sony Ericsson, Samsung, Fujitsu, Sharp, Mitsubishi, SonyEricsson, Sendo, она распространена в Европе, США, Японии, Китае, Австралии. Система NTT DoCoMo DoJa devices представлена в терминалах NEC, Sharp, Mitsubishi, Samsung, Motorola, SonyEricsson, она работает в Европе, Австралии, Японии и России. Развитие технологий позволило увеличить размеры экранов мобильных телефонов, а также саму функциональность. Так, была продемонстрирована система Pocket PC Trading Application, которая позволяет не только запрашивать через Интернет данные с биржи, но и самостоятельно строить графики, выводить таблицы котировок и т.п.

Завершил вчерашний «Мобильный Понедельник» доклад руководителя группы поддержки сертификации и COPM компании Siemens Сергея Луссе. В рамках его выступления прошла презентация программы компании Siemens IMS Developer Program (IDP). Отметим, что система IMS с точки зрения сотового оператора представляет собой комплексную надстройку над GSM-сетью, которая позволяет реализовать различные инновационные сервисы, такие как VoIP, Push-To-Talk и т.п. Программа IDP в целом действует чуть больше года, но в России только начинает свою работу. Ее основной целью является привлечение сторонних разработчиков различных мобильных приложений к работе с системой IMS, Siemens со своей стороны занимается уже адаптацией, доработкой и т.п. Целями IDP являются создание базы услуг, для которых может быть использована IMS, объединение IMS-девелоперов, а также поднятие значимости Siemens как поставщика IMS. Предлагается два вида участия в программе: Community Member на бесплатной основе и Advanced Partner с заключением контракта. Также предлагается четыре вида поддержки: Developer (инструменты разработки, знания и т.п.), Validation (тестирование продукта и т.п.), бизнес-поддержка (предоставление контакта с оператором по выводу услуги) и маркетинговая поддержка. Сегодня в центре разработок Siemens в Петербурге работает порядка 80 человек, из них 10 занимается системой IMS.

Также было оглашено дальнейшее расписание работы Mobile Monday St. Petersburg: следующий «Мобильный Понедельник» состоится только в третий понедельник декабря, его темой станут сотовые услуги. Мероприятия в ноябре отменяется в связи с проведением третьей международной конференции Mobile VAS Conference («Дополнительные услуги сотовой связи»), которая пройдет 16-17 ноября в Петербурге. Также не будет «Мобильных Понедельников» в январе, что уже связано с новогодними праздниками. В дальнейшем, начиная с февраля, мероприятие будет проводиться каждый месяц.

Рубрики: Мобильная связь, Интернет, Интеграция, Маркетинг, Оборудование, ПО, Финансы, Web