ОАО «МегаФон» образовано в 2002 году в результате переименования закрытого акционерного общества «Северо-Западный GSM» и объединения его в рамках одной торговой марки с ЗАО «Соник Дуо» (Москва), ЗАО «Мобиком-Кавказ», ЗАО «Мобиком-Центр», ЗАО «Мобиком-Новосибирск», ЗАО «Мобиком-Хабаровск», ЗАО «Мобиком-Киров», ОАО «МСС-Поволжье», ЗАО «Волжский GSM» и ЗАО «Уральский Джи Эс Эм». Количество абонентов оператора по итогам сентября 2006 года превышало 28 млн человек. Сеть компании развернута в 89 регионах России. Северо-Западный филиал ОАО «МегаФон» представляет интересы компании в Петербурге и Ленинградской области, Архангельской области и Ненецком АО, Вологодской, Калининградской, Мурманской, Новгородской, Псковской областях и Республике Карелия. В регионе оператор обслуживает более 6,2 млн абонентов.
Технологии GPRS и EDGE являются своеобразной надстройкой для сотовой связи стандарта GSM, которые позволяют предоставлять услуги мобильной передачи данных на более высоких скоростях – соответственно, до максимальных 172 и 384 кбит/с. Оборудование GPRS «МегаФон» на Северо-Западе установил еще в течение 2001-2002 гг., в прошлом году компания начала развертывание технологии EDGE, начав с Петербурга и Ленобласти. При этом петербургский «МегаФон» стал первым, кто начал продвижение этих технологий для корпоративных клиентов. Так, еще в конце 2003 года компания запустила услугу «GPRS-корпоративная сеть». В течение первого года компания получила несколько крупных клиентов, включая, например, компанию «Несте», которой эта услуга понадобилась для связи с удаленными АЗС. Затем сотовая компания обзавелась партнером по продаже этого сервиса – компанией «Нева Лайн». Если «МегаФон» предоставлял «GPRS-корпоративная сеть» клиентам, которые заказывали от 15 SIM-карт, то «Нева Лайн» был готов обслуживать от одного абонента. Стоимость услуг от «МегаФона» на первом этапе была такова: подключение одного клиента составляет $1,5 тыс. (это включало установку специального оборудования в корпоративной сети заказчика), а месячная абонентская плата - $30. Трафик стоил $0,3 за 1 Мбайт переданной информации в дневное время и $0,2 – в ночное.
Сейчас компания выдвинула новые предложения, которые отличаются более узконаправленной функциональностью и сниженной стоимостью.
Так, услуга «Офис в кармане» предоставляет абонентам возможность защищенного удаленного доступа к ресурсам локальной вычислительной сети, обратного доступа к удаленным терминалам из локальной сети, а также обмен данными между мобильными терминалами в рамках ограниченной группы абонентов. Эта услуга также позиционируется как альтернатива решениям на основе проводных соединений. В данном случае высокая степень безопасности передачи данных обеспечивается за счет организации выделенного канала между оборудованием заказчика и оборудованием оператора (минуя публичный Интернет) и созданием выделенной GPRS-сети для каждого корпоративного клиента.
Подключение услуги «Офис в кармане» обойдется в 8 тыс. рублей (за каждый номер). Компания предлагает три тарифных плана с фиксированной абонплатой – 59, 236 и 401,2 рубля (цены приведены с учетом НДС), последние два включают в себя 25 и 50 Мбайт мобильного трафика. Превышение лимита обойдется на тарифе за 236 рублей в 0,07 (с 8.00 до 0.00) и 0,06 (с 0.00 до 8.00) рубля за каждые 10 кбайт, на тарифе за 401,2 в 0,07 и 0,05 рубля соответственно. Абоненты 59-тирублевого предложения заплатят 0,08 и 0,06 рубля соответственно. Тарификация ведется по сумме исходящего и входящего трафика, переданного в рамках одной сессии.
Сервис «Управление удаленными объектами», как понятно из названия, позволяет заказчику организовать защищенную коммуникацию и управление удаленными терминалами (в том числе подвижными) при отсутствии доступных каналов фиксированной связи. Суть услуги – в организации транспортной сети для систематической передачи различного вида информации, например, коротких отчетов и команд при слежении за состоянием работы объекта, его местоположением, а также для управления объектом. Здесь сегмент пользователей, например, владельцы удаленных терминалов, включая платежные (банки, АЗС), телеметрические службы.
Особенность услуги «Управление удаленными объектами» в том, что она доступна при подключении одноименной линейки тарифных планов. Их также три, и базовая составляющая – подключение одного номера – обойдется в 10 тыс. рублей за номер. Оператор предлагает такие варианты абонплаты: 177, 247,8 и 306,8 рублей. Все они включают предоплаченный интернет-трафик – 15, 25 и 35 Мбайт соответственно. Стоимость каждых последующих 2 кбайт составит 0,02 рубля.
Услуги «Офис в кармане» и «Управление удаленными объектами» предоставляются при условии подключения для 5 и более номеров корпоративного клиента. При этом сервисы доступны на всей территории действия сети «МегаФон» и партнеров, поддерживающих функцию GPRS-роуминга.
Напомним, что другие операторы «большой тройки» также активно продвигают предложения по организации услуг мобильной передачи данных, специально сформированные под нужды корпоративных абонентов. В частности, «Мобильные ТелеСистемы» Северо-Запад предложили «Доступ в корпоративную сеть через «выделенный APN» в 2004 году (см. выпуск новостей от 11 августа 2004 г.). В этом году компания выдвинула специально разработанное решение, которое уже включало поставку и настройку ПО для мобильных терминалов – «Офис Онлайн» (см. выпуск дайджеста от 20 июня 2006 г.). «Билайн» запустил «Корпоративный GPRS-доступ» осенью 2005 года (см. выпуск новостей от 5 сентября 2005 г.).
Особняком здесь стоит компания «Скай Линк», которая работает в стандарте CDMA-450. Несмотря на то, что его основное отличие – высокоскоростная передача данных, оператор включал услуги передачи данных как дополнение к существующим базовым тарифам. Однако летом 2003 года компания предложила специальную услугу – «Мобильный офис «СкайЛинк», которая была разработана совместно с рядом фирм – системных интеграторов Петербурга. Затем у оператора стартовала программа «Бизнес-эффект». Сейчас компания продвигает ряд предложений на основе технологии EV-DO («Скай Турбо»), которая позволяет передавать данные на скорости до 2,4 Мбит/c, среди них есть и специально сформированные нишевые предложения, например, «Мобильное видеонаблюдение» (см., например, выпуск новостей от 23 октября 2006 г.).