Так, рост проникновения SIM-карт достаточно сильно снизился по отношению к 3 кварталу 2014 года. В Санкт-Петербурге на конец года было зафиксировано проникновение на отметке 217,2% (всего 14329572 активных «симок»), что означает прирост на 0,8%. В 3 квартале последний показатель составлял 1,7%. В целом по стране снижение интереса к заключению новых договоров с сотовыми операторами еще более заметное: прирост составил всего 0,6% (в предыдущем квартале — 2,1%).
Помимо кризисных явлений, такому результату могли способствовать еще несколько факторов. Во-первых, рынок SIM-карт уже давно перенасыщен: на каждого петербуржца, включая детей, приходится более двух активных «симок». Во-вторых, постепенно исчезает популярное не так давно явление, когда пользователь носил с собой два мобильных устройства, подключенные к сетям разных операторов, или телефон с поддержкой режима Dual SIM. Игроки рынка сотовой связи сегодня предлагают примерно одинаковые пакетные тарифные планы и опции, так что необходимость заключения договоров с несколькими операторами может быть актуальна разве что для разговоров и передачи данных в роуминге. Кроме того, ценность личного номера, а значит, и одной SIM-карты, возросла с введением правила MNP.
Данные аналитического агентства Advanced Communications & Media
По показателю чистого прироста в Петербурге положительные тенденции зафиксированы только у «МегаФона» (73% от общего прироста) и МТС (27%). Особенно ярко негативная тенденция проявилась в результатах компании Tele2, которая в прошлом квартале демонстрировала долю 43%.
«МегаФон» же укрепил свои позиции в 2014 году за счет активной модернизации сетей связи, в том числе сетей поколения 2G и 3G, а также строительства LTE в Петербурге (подробнее см. об этом материал раздела «Мобильная связь. МегаФон» от 26.03.2015).
Что же касается распределения рынка сотовой связи Петербурга в целом, здесь каждый оператор остался при своем куске пирога: у «МегаФона» 36%, у МТС 28%, у «Вымпелкома» (бренд «Билайн») 19%, у Tele2 — 17%. Такая же картина наблюдалась в 3 квартале.
При этом необходимо отметить, что только у Tele2 все еще остается реальный потенциал для развития своих сетей 3G в количественном отношении. Это означает, что Tele2 будет все так же активно строить сети третьего и четвертого поколений, и за счет позиционирования себя как оператора с низкой стоимостью услуг без «скрытых условий» может переманить часть абонентской базы других игроков (см., к примеру, материал об одной из недавних активностей компании — запуске 3G в Калининграде).
В свою очередь, остальные операторы, прежде всего «МегаФон», сосредоточатся на развитии LTE и LTE-A. Помимо этого, «Вымпелком», к примеру, активнее других проявляет себя в плане предоставления дополнительных услуг — таких, как мобильное телевидение.