Полёт инженерной мысли, или О высоких технологиях в аэропорту

Аэропорт Пулково – место, в котором всегда царит особая атмосфера. На фоне многотонных самолетов, с легкостью взмывающих ввысь, любое чудо кажется вполне реальным. Но преодолеть тысячи километров можно ещё быстрее, сделав пару кликов на планшете или смартфоне – для этого в терминалах построили суперсовременную инфраструктуру мобильной связи.

В чем уникальность мобильных технологий, задействованных в Пулково, рассказал директор по инфраструктуре Северо-Западного филиала ПАО «МегаФон» Алексей Титов:

 - Именно здесь, в аэропорту Пулково, проходит граница между небом и землей. И именно здесь, в ожидании рейса, пассажиры особенно активно пользуются связью. Да и по прилету хочется поскорее сообщить родным, что все в порядке.

Мы настолько привыкли к мобильным телефонам, что стрессом зачастую становится не сам перелет, а тот факт, что несколько часов придется провести без связи. Поэтому аэропорты имеют особую оснащенность для создания максимально комфортного пребывания пассажиров. Помимо собственно возможности долететь из пункта А в пункт Б ежегодно миллионы людей в Пулково пользуются и другими благами цивилизации. Рестораны, кафе, магазины, гостиница, банк, почта, часовня – кажется, создатели аэропорта предусмотрели всё. А мы в свою очередь создали здесь уникальную телеком-инфраструктуру, применив особый подход к построению сети, и теперь у работников аэропорта, пассажиров и расположенных в обоих терминалах организаций есть доступ к сетям всех поколений связи. Сейчас в среднем за месяц абоненты «МегаФона» в Пулково проговаривают почти полмиллиона минут и скачивают более 700 ГБ интернет-трафика.

Нашим специалистам удалось в крайне сжатые сроки – всего за три месяца – воплотить в реальность непростой с технической точки зрения проект. Большая площадь аэропорта могла привести к снижению уровня сигнала, поэтому мы отказались от использования обычной антенно-фидерной системы, а для обеспечения indoor-покрытия задействовали особую технологию.



Вообще, сейчас на рынке телекома существуют различные технические решения для стоявшей перед нами задачи. Одни из самых востребованных – активные распределенные антенные системы (ADAS) с использованием оптических репитеров, а также решения на основе базовых станций оператора (RRU). Мы остановили свой выбор на системе с применением оптических репитеров: на таком важнейшем объекте, как аэропорт, необходимо строить соответствующую систему связи, она должна обладать исключительными характеристиками и работать без сбоев. В итоге нам это удалось. Мы создали единую и надежную инфраструктуру, не только сократив расходы на электропотребление активных компонентов, но и заняв меньшую площадь под оборудование.

В новом и в модернизированном старом терминале Пулково было реализовано мультистандартное решение на базе интеллектуальной платформы ION-M (производство компании CommScope). Базовые станции мы установили не в зданиях терминалов, а за их пределами, соединив с помощью оптических кабелей с выносными радиомодулями репитеров, которые уже установлены непосредственно внутри обоих терминалов (задействовано более 350 внутренних антенн). Это позволило быстро и эффективно наращивать емкость сети, предоставить абонентам доступ к сетям сразу нескольких операторов. В результате на сегодняшний день Пулково является, пожалуй, самым крупным в регионе объектом связи по количеству антенно-фидерного оборудования.

И в новом, и в старом терминалах мы использовали, пожалуй, лучшее оборудование для развертывания мультиоператорской и мультистандартной сети связи, что ведет и к уменьшению общих затрат операторов на CAPEX и OPEX. По сути, мы осуществляем единый контроль за работой всей инфраструктуры: выбранное решение подразумевает единый вход для всех операторов.



Благодаря системе ADAS производства CommScope в Пулково мы имеем:

  • лучший показатель по пассивной интерференции (PIM);
  • лучший показатель отказоустойчивости оборудования;
  • лучший показатель работы активных репитерных компонентов (EVM).


Кроме того, все оборудование сертифицировано Eвросоюзом.

Кстати, ранее аналогичные решения были задействованы и в ряде других наших проектов. Очевидно, что подобные системы еще не оценены должным образом другими операторами, массовым использование системы ADAS пока назвать трудно, ее популярность только набирает обороты в России. А развернуться в прямом смысле слова есть где: успешно реализовать подобные решения, как показала практика, можно не только в аэропортах, но и на других крупных объектах – например, в спортивных комплексах, торговых, выставочных и бизнес-центрах.

Материал подготовила Дарья Ольшевская

Тематики: Мобильная связь, Интеграция

Ключевые слова: МегаФон Петербург