Второй день VIII Петербургского международного инновационного форума: госуслуги, онлайн-образование, стартапы

8 октября, во второй день VIII Петербургского международного инновационного форума, корреспондент SPbIT.ru посетил наиболее интересные мероприятия в области информационных технологий. В конгресс-залах Экспофорума провел свое традиционное ежегодное заседание Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга, на других круглых столах обсуждались вопросы инновационного образования, взаимодействия стартапов с инвесторами.

Напомним, что SpbIT.ru опубликовал репортаж с первого дня форума.

Развитие электронного взаимодействия с властью

Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга провел в рамках инновационного форума традиционный круглый стол «Цифровое общество. Электронное взаимодействие граждан с государственными органами». Если в прошлом году проблематика обсуждений была связана с популяризацией госуслуг и продуктивным взаимодействием федеральной и региональных СМЭВ, то в этот раз повестка дня пополнилась темами расширения функций электронного правительства и повышения эффективности онлайн-услуг.

Председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Иван Громов рассказал о двух интернет-площадках, которые сделают диалог между государством и гражданами более эффективным. Во-первых, в июне 2014 года в промышленную эксплуатацию был запущен портал «Наш Санкт-Петербург» (gorod.gov.spb.ru), с первых дней своей работы получивший колоссальную отдачу со стороны активных горожан. По сравнению с традиционным способом обращения в орган власти, которое часто рассматривается в течение максимального срока (30 дней), на заявку, поданную через портал, реакция в ряде случаев наступает уже через один рабочий день. Программа, работающая как в виде веб-интерфейса, так и в виде мобильного приложения, позволяет заявителю оперативно получать обратную связь от власти. Новая версия портала запущена в январе 2015 года.

Иван Громов: «Первым делом мы должны услышать, что хотят горожане от нас»

Второе направление – веб-ресурс «Активный гражданин» (рабочее название), запуск которого планируется на декабрь 2015 года. Петербуржцы смогут принимать участие в обсуждении запускаемых проектов с отраслевыми экспертами и выдвигать собственные идеи по улучшению города.

Еще одной ближайшей задачей городской администрации стала максимальная автоматизация деятельности исполнительной власти. Например, в 2016 году у сотрудников полиции и ГИБДД появятся планшеты, благодаря чему будет обеспечена лучшая координация их деятельности.

Иван Громов поделился также промежуточными результатами конкурса «IT школа», направленного на формирование у школьников и их родителей навыков использования ресурсов электронного правительства. Победителей конкурса ждут ценные призы. Обязательное условие – регистрация в ЕСИА.

Заместитель начальника Управления информационных систем ГАУ Тульской Области «Центр Информационных Технологий» Виталий Прокудин оповестил о том, как от разрозненных информационных систем в органах исполнительной власти область перешла к консолидированному региональному порталу госуслуг, на котором уже зарегистрировалось более 300 тыс. жителей области. В дальнейших планах ГАУ ТО «ЦИТ» - внедрение АРМ «Чиновник» и оказание всех госуслуг только в электронном виде.

Модератор круглого стола Юрий Шойдин, СОДИТ: «Ценность времени,
которое позволяют сэкономить электронные сервисы, очень важна в современном мире»

Важно отметить, что работа по популяризация ЕСИА и госуслуг в Тульской области включала целый ряд мероприятий: выставки и пресс-конференции, тематические конкурсы, выпуск брошюр, плакатов и буклетов, радио- и видеоролики в СМИ, продвижение в социальных сетях и на профильных интернет-ресурсах, обучающие мероприятия для студентов и пенсионеров.

Начальник отдела мониторинговых исследований Центра технологий электронного правительства Университета ИТМО представила итоги нового социологического исследования, посвященного популярности электронных госуслуг в Санкт-Петербурге. Оказалось, что сегодня более 47% горожан обращаются за государственными услугами несколько раз в год, более 38% - раз в полгода или в год. С 2014 года значительно выросло количество обращений через МФЦ, порталы gosuslugi.ru и gu.spb.ru. На Едином портале госуслуг (gosuslugi.ru) зарегистрировано 39% жителей города, еще 26.9% хорошо осведомлены о нем. Для портала gu.spb.ru статистика, соответственно, 22,9 и 24,5%. При этом у пользователей все так же возникают трудности с регистрацией на портале. Авторы исследования рекомендуют увеличить число электронных услуг на портале, обеспечить их информационное сопровождение и сделать акцент на мобильные технологии.

Онлайн-образование в инновационной экосистеме региона

Академия РАНХиГС представила на инновационном форуме интерактивную дискуссию «Инновационная экосистема региона: роль вузов, корпоративных университетов и онлайн-образования». В преамбуле к мероприятию была высказана мысль о том, что российская экономика (не региональном и макрорегиональном уровнях)  должна перейти на инновационную социально-ориентированную модель развития. Для этого, во-первых, необходимо готовить как изобретателей-разработчиков новых технологий, так и внедренцев. Во-вторых, данный процесс требует согласованного взаимодействия региональной власти, бизнеса и образования.

Владимир Шамахов и Дмитрий Чернейко.
Фото: Никита Пугач

Владимир Шамахов, ректор Северо-Западного института управления - филиала РАНХиГС, начал с определения инновационной экосистемы и собственно инноваций – конечного результата интеллектуальной деятельности человека, который может быть достигнут в любой сфере: не только в современных технологиях, но и в гуманитарных отраслях, и в управлении. Согласно концепции, предложенной Чарльзом Весснером в 2005 году, идея трансформируется в рыночный продукт или сервис. Здесь появляется еще один термин – «экономика знаний». «Станут ли вузы и другие игроки образовательного рынка той платформой, на которой смогут объединиться все участники инновационной экосистемы? Цель классических вузов – конкурентоспособные выпускники. Это достигается в том случае, когда им даются как фундаментальные знания, так и современные компетенции», - сделал вывод спикер, отметив, что классические вузы до сих пор являются ведущими игроками в подготовке кадров для экономики. «Внесистемные» же игроки – корпоративные университеты, платформы онлайн-образования, неформальные образовательные курсы и пр. - задают новые стандарты и новые модели подготовки, не конкурируя с вузами, а дополняя их. В любом случае, в основе образования должно лежать качество.

Далее свои проекты представили организаторы новых образовательных платформ: директор фаблаба (цифровой производственной лаборатории) СПбГПУ Игорь Асонов и сооснователь, генеральный директор академического образовательного проекта «Лекториум» Яков Сомов. «Я считаю, что, если есть такая возможность, люди должны учиться очно. Онлайн-образование – это дополнительный инструмент, надо четко понимать, какие у него есть границы, где его можно и нельзя применять», - сказал Яков.

Игорь Асонов и Яков Сомов.
Фото: Никита Пугач

О деятельности Корпоративного университета ОАО «РЖД» рассказал директор его филиала в Санкт-Петербурге Денис Каюмов. Несмотря на то, что понятие корпоративного университета появилось совсем недавно, все крупные корпорации так или иначе занимаются повышением уровня компетенции своих сотрудников уже многие годы. Необходимо понимать, что некоторые мировые корпоративные университеты (они же бизнес-школы и т. п.) занимаются полноценной профессиональной подготовкой, но другие, как в ОАО «РЖД», - только подготовкой управленческих кадров. Это связано с тем, что, например, у квалифицированных инженеров часто отсутствуют знания системы управления.

Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко объяснил, что рынок труда сегодня системно меняется – начиная от перечня работодателей и заканчивая самой сутью производства. Вместе с тем, профессиональных стандартов как действующего института на российском рынке труда пока нет. Работодатели порой не могут сформулировать своих желаний и видения будущего, неизвестно, сколько в будущем потребуется специалистов с теми или иными компетенциями. Выход в том, чтобы бизнесу определиться со своими целями, самому создавать определенные компетенции и готовить соответствующий персонал. Важная задача, которую сейчас уже реализуют во всем мире, вкладывая огромные инвестиции,  – сделать процесс образования (классического и нового) частью бизнеса.

Добавим, что модератором дискуссии выступил Игорь Рождественский, экс-директор бизнес-инкубатора «Ингрия», ныне возглавляющий направление технологического маркетинга Института передовых производственных технологий петербургского Политеха.

Кризис – время «взросления» для стартапов и инвесторов

Круглый стол «Куда идти стартапам в меняющейся экономической ситуации», организованный стартап-акселератором «Идеальная машина» (iDealMachine), имел четко выраженную практическую направленность. Секретами взаимодействия стартапов с инвесторами поделились эксперты: директор акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев, сооснователь и генеральный директор The Untitled Venture Company Константин Синюшин, директор по ключевым партнерам кластера космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково» Михаил Цыганков, исполнительный директор ФППИ Михаил Раяк, партнер венчурной компании SmartHub Богдан Яровой, генеральный директор компании «Рексофт» Александр Егоров и модератор – управляющий партнер iDealMachine Михаил Авербах.

По мнению спикеров, нынешний экономический кризис для стартапов – не столько проблема, сколько возможность пересмотреть свой подход к бизнесу и «повзрослеть». Например, механизмы поддержки стартапов фонда «Сколково» продолжают функционировать в штатном режиме. Однако очевидно, у большинства инвесторов в России больше нет лишних денег, и они фокусируются на компаниях, знающих свое дело и готовых на своем проекте зарабатывать. Если раньше стартап мог поймать потенциального клиента на «wow-факторе» продукта, то сейчас вопрос стоит только в его быстрой окупаемости.

Круглый стол собрал ведущих экспертов по инвестициям в стартапы.
Фото: Иван Курсенко

Сегодня инвестору требуется не идеальный продукт, оторванный от практики, а тот, что решает конкретные потребности рынка в сложившейся экосистеме. При этом уже изначально, на этапе идеи, стартаперу нужен предпринимательский опыт. При отсутствии такового специалисты порекомендовали поначалу освоить какой-то простой бизнес, а уже затем думать над инновационными идеями. Иногда может оказаться, что изобретатель «переболеет» своей идеей и найдет себя в качестве корпоративного сотрудника.

Таким образом, кризис для стартапа и инвестора - возможность «повзрослеть» за достаточно короткое время в условиях дефицита ресурсов. Поскольку рынок инвестиций открытый и нерегулируемый, инвесторы будут выбирать рынки с более зрелыми проектами. Но большое преимущество для стартапа сегодня в том, что клиентская аудитория в сегментах как B2B, так и B2C активно реагирует на продукты, которые приносят выгоду. А стартапы как раз и специализируются на таких решениях.

Отдельный вопрос – гранты и субсидии от государства. Соискателю нужно иметь в виду две вещи: практически для всех государственных грантов требуется соинвестор, а стартап получает такое обременение, как высокая отчетность.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Маркетинг, Финансы, Web

Ключевые слова: инвестиции, электронное правительство, электронные услуги