Ростелеком осваивает беспилотный транспорт

Компания совместно с «НАМИ» и Фондом «Сколково» запустила опытную зону беспилотного транспорта с использованием сети связи стандарта 5G в диапазоне 3.4-3.8 ГГц.

Операторы и производители сетевого оборудования с каждым днем все интенсивнее прорабатывают сценарии использования перспективных сетей пятого поколения, которые в самые ближайшие годы из ограниченных опытных зон должны перекочевать в нашу обыденную жизнь.

Так, буквально на днях мы рассказывали о первом голографическом звонке, который продемонстрировал Билайн на коммерческом оборудовании 5G компании Huawei.

Но, наверное, наибольшие перспективы всем игрокам сулит рынок беспилотного транспорта, являющийся практически бездонным по своим масштабам.

Первым производителем автомобилей в России, почувствовавшим ветер перемен, стал «КамАЗ», который совместно с научно-исследовательским центром НАМИ разработал автономный электробус «Шатл» (КАМАЗ-1221), прототип которого впервые был показан в августе 2016 года на Московском автосалоне (ММАС).

В июне этого года «КамАЗ» продемонстрировал новую версию электробуса получившую имя «Шатл 2.0». Электромобиль, рассчитанный на 12 пассажиров, не имеет внутри салона никаких элементов управления и способен развивать рабочую скорость 40 км/ч и максимальную - до 110 км/ч. В целях обеспечения безопасности в тестовой зоне скорость его передвижения ограничили 10 км/ч, но в реальности она не превышала шести.

 

 

Партнерами «КамАЗ» в этом проекте выступили МегаФон и компания Huawei, которые развернули на специальной площадке опытную зону 5G.

В ней было задействовано предкоммерческое Е2Е-оборудование от компании Huawei: базовая станция с технологией радиодоступа 5G New Radio (NR), опорная сеть нового поколения с поддержкой функционала New Generation Core (NGC) и абонентский терминал (CPE) 5G с чипсетом разработки Huawei.

Для работы сети были задействованы две 100 МГц несущие в диапазоне 3,4–3,8 ГГц, который был выделен «МегаФону» Государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ) для исследований и опытного запуска технологии мобильной связи пятого поколения на чемпионате мира по футболу 2018 года.

Данное решение позволило организовать между диспетчерским пунктом, контролирующим процесс движения и Шатлом канал связи со скоростью 1,2 Гбит/с и задержкой 6-8 мс.

 

 

Не отстает в области исследования возможностей сетей пятого поколения от своих коллег и «Ростелеком». Так, в мае этого года компания в содружестве с Ericsson запустили на территории Главного штаба Эрмитажа опытную зону 5G.

Но все же наиболее плотные узы сотрудничества в области 5G связывают «Ростелеком» с компанией Nokia.

В сентября этого года партнеры создали совместное предприятие ООО «РТК – Сетевые технологии», которое стало логическим продолжением подписанного в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме Меморандума о сотрудничестве между «Ростелекомом» и компанией Nokia.

На базе совместного предприятия будет сформирована площадка для проработки перспективных зарубежных и отечественных решений для телекоммуникационной отрасли и корпоративных клиентов. Среди перспективных технологий совместного предприятия - частные беспроводные сети (P-LTE, P-IoT), сертифицированные SDN и SD-WAN сети, инфраструктура для построения сетей IoT и 5G и т.д.

А еще раньше, в марте этого года, «Ростелеком» и Nokia запустили на территории центра «Сколково» первую в России опытную зону сети пятого поколения. Соглашение о ее развертывании было подписано с Nokia еще 18 октября 2017 года и в конце декабря ГКРЧ выделила Группе компаний «Фрештел» разрешение на использование частот полосы частот шириной 60 МГц в диапазоне 3400-3800 МГц (ГК «Фрештел» – 100% дочерние предприятия ПАО «Ростелеком»). В дополнение к этому в рамках сотрудничества с ПАО «МегаФон» по исследованию и продвижению перспективных радиотехнологий 5G в Российской Федерации для проведения экспериментов было получено еще 15 МГц в диапазоне 1800 МГц.

Именно на базе этой инфраструктуры в конце сентября 2018 года «Ростелеком», ФГУП «НАМИ» и Фонд «Сколково» запустили опытную зону беспилотного транспортного средства.

Она включает в себя «Станцию мониторинга», выполняющую функции центра диспетчеризации, хранения и зарядки автономных транспортных средств непосредственно на опытном маршруте в «Сколково». Станция даст возможность компаниям-разработчикам наглядно продемонстрировать степень готовности технологий, а также позволит на длительной (не выставочной основе) проводить динамические демонстрации беспилотной техники.

Во время движения электробуса все телеметрические данные, данные параметров движения, видео фиксации высокого качества передаются по сетям пятого поколения в режиме реального времени в командный пункт мониторинга.

 

 

Как и в Казани, в Сколково в качестве транспортных средств использовались беспилотные электробусы «КамАЗ», разработанные совместно с «НАМИ».

Правда, в этот раз в «конюшне» было не два, а уже три железных коня.

 

 

На мероприятии, посвященном запуску опытной зоны 5G для беспилотного транспорта, присутствовали старший вице-президент Nokia в регионе Европа Маркус Борхерт, первый вице президент Ростелеком Владимир Кириенко, старший вице-президент по инновациям фонда Сколково Кирилл Каем, заместитель директора по развитию по иновационным продуктам ПАО «Камаз» Фирдаус Кабиров, директор Центра государственных и комплексных программ ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» Алексей Гуськов, и др.

 

 

«Принципиально иная скорость передачи данных, возможность одновременного подключения более миллиона устройств и единицы миллисекунд для отклика делают 5G идеальной «средой» для беспилотного транспорта, - отметил Президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский. – Эти характеристики развернутой нами сети позволяют достичь основной цели всех разработчиков «беспилотников» - безопасность при движении автономного транспорта по городским улицам».

Кирилл Каем, Старший вице-президент по инновациям Фонда «Сколково»: «Фонд «Сколково» всегда поддерживает реализацию различных инновационных проектов на своей территории. В том числе мы уделяем большое внимание теме беспилотного транспорта. «Станция мониторинга» для БПТС позволит провести полномасштабные испытания и оценить реальные перспективы введения беспилотных транспортных средств в эксплуатацию на улицах нашей страны».

Алексей Гуськов, директор Центра государственных и комплексных программ ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ»: «Технические решения в проекте ШАТЛ 2.0 принимались от позиции создания БПТС, готового к выходу на дороги общего пользования. Техническая скорость автобуса — 110 км/ч. И все решения учитывают эту скорость: тормоза, подвеска, рулевое управление. Важно отметить, что наша ориентация на эксплуатацию на дорогах общего пользования отразилась в высокой степени готовности автобуса к сертификации. Ждем выхода нормативных требований к беспилотникам».

Автор: Андрей Маркеев.

Тематики: Мобильная связь, Инновации

Ключевые слова: 5G, Ростелеком