Цифровой ключ к «умной» скважине и другие проекты «Ростелекома» для нефтегаза

«Ростелеком» стал генеральным спонсором конференции «Телеком-полигон: телекоммуникационные технологии и сервисы для нефтегазовой отрасли», состоявшейся 22-23 ноября в Санкт-Петербурге под эгидой дочерней структуры «Газпром нефти» – компании «Ноябрьскнефтегазсвязь». Телеком-оператор представил нефтянникам ряд комплексных решений для оптимизации бизнес-процессов и информационной безопасности, в том числе – проект «Цифровая скважина». Примечательно, что для демонстрации этих решений в Северную столицу прибыли представители Уральского МРФ «Ростелекома».

Примечательно, но не удивительно: ведь именно на Урале – а это Оренбургская область, Пермский край, Башкортостан – находятся одни из самых крупных российских месторождений нефти. «Сегодня никому не нужно «железо» само по себе. Передовые компании заявляют о том, что устали следить за развитием цифровых технологий, постоянно покупать и обновлять ИТ-оборудовние. С другой стороны, телеком-компания постоянно находится в тренде и предоставляет необходимый клиенту сервис: услуги по «оцифровке» скважин, беспроводной связи на закрытых месторождениях и заводах, где использование обыкновенных устройств недопустимо, и другие. Как федеральный оператор, мы находимся рядом с нефтегазовым бизнесом и хорошо понимаем его задачи и потребности. Вместе с партнерам мы представили здесь именно те технологии, которые могут быть применены в нефтегазовой отрасли и показали, как цифровые технологии позволяют эффективно управлять бизнесом», – рассказал директор проектов МРФ «Урал» ПАО «Ростелеком» Владислав Сюркаев.

 

Вице-президент – директор МРФ «Урал» ПАО «Ростелеком» Сергей Гусев

 

«Ростелеком» активно участвует в процессе цифровизации страны. За нами закреплены инфраструктурные проекты, в том числе в удаленных регионах, где осуществляется добыча нефти и газа. Мы понимаем, что многие разработки, которые у нас есть, хорошо соответствуют запросам отрасли. Компания готова стать вашим ключевым партнеров и заключать сервисные, комплексные контракты. Мы консолидируем свои предложения, чтобы предоставить вам законченный сервис – будь то видеонаблюдение, мобильная или спутниковая связь, сбор данных с месторождений и многое другое», – добавил в обращении к нефтянникам вице-президент – директор МРФ «Урал» ПАО «Ростелеком» Сергей Гусев.

Защита от виртуальных, физических и имиджевых угроз

Среди самых востребованных на рынке корпоративных услуг особое место принадлежит вопросам информационной безопасности. Пул соответствующих продуктов оператор цифровых сервисов активно продвигает с начала 2018 года (о кибербезопасности по версии «Ростелекома» см., например, материал SPbIT.ru от 26.03.2018, а после объединения с Solar Security и создания компании «Ростелеком-Solar» перспектива этого направления стала еще более ощутимой.

 

Схема подключения сервисов кибербезопасности «Ростелекома»

 

На сегодняшний день в портфеле «Ростелекома» три блока продуктов по информационной безопасности: облачные услуги ИБ по сервисной модели (анти-DDoS и другие), продукты собственной разработки (приложения для защиты от утечек информации и внутреннего мошенничества, для администрирования учетных записей и настройки прав доступа, для безопасной разработки и анализа кода на уязвимости), интеграционные комплексные проекты по ИБ «под ключ»: проектирование, поставка, внедрение, аттестация и эксплуатация систем защиты. Среди наиболее актуальных трендов в этом направлении для нефтегазовой отрасли представители «Ростелекома» называют создание корпоративных и ведомственных центров ГосСОПКА (так как большинство ресурсодобывающих предприятий попадают под действие закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»), а также ситуационных центров ИБ (SOC). Офисы «Ростелекома», занимающиеся информационной безопасностью, есть в каждом макрофилиале в территориальной структуре оператора. Кроме этого, в пяти городах (Москва, Самара, Нижний Новгород, Сочи и Хабаровск) расположены точки, обслуживающие непосредственно центры SOC «Ростелеком-Solar».

Другое направление сервисов «Ростелекома» из представленных на конференции связано с управлением современными видами коммуникации с клиентами и созданием положительного имиджа компании-клиента. Соответственно, эти решения предназначены уже не для применения на производстве, а для маркетинговых и PR-служб. Так, сервис «ОмниЧат» нужен для оптимизации взаимодействия с клиентами по корпоративным цифровым каналам – таким, как чат на сайте компании и в мобильном приложении, мессенджеры и соцсети. Приложение сводит все запросы, поступающие от пользователей, на один экран: так сотрудникам контакт-центра гораздо проще их отслеживать и приоритизировать. Функциональность сервиса максимально развита и включает в себя аналитику, распределение нагрузки операторов и т. д.

Второй продукт из этой линейки связан с первым: это «Система управления знаниями» – своеобразное информационное ядро контактного центра, которое позволяет оператору быстро находить нужные в конкретный момент данные, правильно выстраивать диалог с клиентом, иметь перед глазами алгоритм обработки вызовов. Наконец, третий сервис – это мониторинг социальных групп и внешних площадок: сайтов, блогов, форумов.

 

Директор проектов МРФ «Урал» ПАО «Ростелеком» Владислав Сюркаев

 

«Сегодня мы находимся на таком этапе цифровизации, когда технологический аспект уже пройден, и мы не создаем информационную систему просто ради того, чтобы она была, а говорим с заказчиками об эффективности, о том, как эти системы будут применены. Все начатые нами пилотные проекты оказались успешными и все технологии – работающими. Важно, что в сознании топ-менеджмента отраслевых компаний тоже происходят перемены: они осознают пользу от получения объективных данных и учатся на их основании принимать верные решения», – резюмировал Владислав Сюркаев.

Оцифрованные месторождения

Несмотря на то, что «нефтянка» считается одной из самых обеспеченных отраслей в России, до недавнего времени многие этапы технологического процесса добычи нефти были не автоматизированы, на удаленных объектах попросту не было связи. Для мониторинга объекта через определенные промежутки времени отправлялся специалист, который следил за исправностью оборудования, устранял неполадки (например, засорение скважин парафином) и фиксировал данные приборов. Несложно догадаться, что при аварии, разливе нефти и тому подобных инцидентах скорость реакции на них ограничивалась этим циклом. Появление цифровых дублей скважин – решение, предложенное «Ростелекомом», – позволяет получать полную картину текущего объективного состояния объекта, принимать правильные решения и управлять эксплуатацией ситуационно. Если на скважине всё хорошо, не нужно туда ехать и тратить деньги.

Инновационная «умная скважина» – комплексный проект. Начинается он с организации сетевой инфраструктуры. Это может быть опорная сеть «Ростелекома» (при наличии), или система радиосвязи по технологии LoRaWAN, которая может работать автономно от аккумуляторных батарей и обеспечивает покрытие в широком радиусе. Далее происходит оснащение скважины разнообразными датчиками и сенсорами для сбора и передачи данных – кстати, в основном это оборудование российских производителей. Уже в центре управления компании создается цифровой дубль скважины, который отображает все необходимые параметры, включая давление, температуру и загазованность. Система видеонаблюдения с функциями видеоаналитики позволяет обнаружить пересечение периметра, детектировать разлив нефти и таким образом отреагировать на инцидент максимально оперативно. Возможно подключение объекта к Wi-Fi и системе контроля удаленного доступа. Всё это обеспечивает сокращение недоборов за счет постоянного контроля работы скважины, а также снижение трудозатрат и издержек на капитальный ремонт.

 

Представление цифровой скважины

 

«Мы предлагаем инструменты для автоматизации объектов, с помощью которых можно удаленно остановить насос или изменить его скорость, включить очистные сооружения и многое другое. Сотрудник предприятия человек видит цифровую скважину на мониторе, и понимает ее реальное состояние – для этого ему не нужно выезжать туда. Предиктивное влияние на любой процесс важно как для сокращения финансовых убытков компании, так и для экологии», – говорит Владислав Сюркаев.

В «Ростелекоме» сообщили, что на данный момент оператор подключает к сетям связи заправочные станции, нефтебазы и офисы группы компаний «Газпром нефть», предоставляет связь нескольким крупным месторождениям в труднодоступных удаленных районах ЯНАО и ХМАО, а также обеспечивает резервирование магистральных каналов связи компании «Ноябрьскнефтегазсвязь» для бесперебойной работы внешних и внутренних информационных сервисов. Благодаря разработке и внедрению умных скважин сотрудничество «Ростелекома» с холдингом расширится – уверены в компании.

Выставка технологий

«Телеком-полигон» стал площадкой для демонстрации технологических достижений как российских, так и глобальных вендоров, некоторые из которых являются давними технологическими партнерами «Ростелекома»: ROSSMA, Hyterra, INTRACOM TELECOM (в лице дочерней компании «Интраком связь»), «АльтегроСкай», Cambium Networks, СТЭККОМ.

 

LiTRA от Huawei

 

Старший менеджер департамента по продаже решений беспроводной связи регионального отделения Huawei по России, Украине и Белоруссии Андрей Алексеев представил многофункциональное решение для создания оперативной сети (mission critical communication) LTE Integrated Trunking Access, реализованное на уровне приложений. Надежная оперативная связь необходима на критически важных объектах – коими являются, в том числе, нефтяные и газовые месторождения. Спикер обозначил требования, предъявляемые к такой сети: минимальное время доступа к ресурсам, непрерывность услуг с точки зрения покрытия и емкости сети, диспетчерское управление и приоритизация вызовов («красная кнопка» на служебных терминалах), высший уровень безопасности на всех узлах сети (E2E), передача данных в режиме реального времени (потоковое видео, запросы к базам данных), шлюз с другими системами связи и управления.

Спикер из компании Nokia LTE «Цифровизация всех индустрий неизбежна. Всем нужна мобильность, передача данных от различных устройств в реальном времени, автоматизация, облачные вычисления, кибербезопасность и физическая безопасность. По нашему мнению, LTE – идеальная технология, которая подходит, чтобы связать эти компоненты между собой, предоставить универсальный вид связи». Среди преимуществ технологии широкополосного доступа LTE (то, что особенно важно для организации критически важных сервисов) – скорость более 150 Мбит/с, с низкой задержкой и высоким качеством передачи данных, гибкость использования частотных диапазонов, средства защиты информации и многое другое.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Фиксированная связь, Интеграция, Маркетинг, Безопасность

Ключевые слова: автоматизация предприятий, конференция, Ростелеком, Solar Security