15 января 2025 года команду к запуску подали помощник президента РФ и председатель Морской коллегии РФ Николай Патрушев, а также полномочный представитель президента в СЗФО Александр Гуцан и глава Карелии Артур Парфенчиков. Пока верфь будет работать в режиме опытной эксплуатации. Потребуется еще некоторое время, чтобы устранить выявленные замечания и обеспечить приемку выполненных работ первой очереди модернизации.
Вторая очередь будет реализовываться в 2025 году - на нее уже выделено 1,95 млрд руб., а проектно-сметная документация уже прошла государственную экспертизу.
У новой цифровой верфи - большая история: она создается на базе ОССЗ, который, в свою очередь, представлял собой модернизированные мощности Беломорско-Онежского пароходства и был открыт в 2002 году. Беломорско-Онежское пароходство создавалось в 1940 году, и с 1944 года базировалось в Петрозаводске.
Предшественник цифровой верфи, ОССЗ был закрыт в 2012 году по причине банкротства и в 2014 году передан государству. В 2015 году работа на предприятии была возобновлена, а в 2019 году появился проект создания Цифровой верфи.
Изначально предполагалось, что проект будет завершен к 2020 году, а оборудование будет полностью импортным. По информации TAdviser, генеральным подрядчиком выступал Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Алексей Липис, отвечавший за цифровую составляющую проекта, утверждал, что здесь необходимо внедрять самые лучшие проверенные мировые технологии, чтобы стать примером для подражания российским компаниям, в том числе, в сфере ИТ.
Инвестиции в проект составили 6,5 млрд руб., из которых 5,8 млрд были выделены федеральным бюджетом. В результате модернизации завод может получить около 500 новых рабочих мест. Чтобы закрывать новые вакансии квалифицированными специалистами, было создано дополнительное отделение в техникуме с высоким конкурсом.
Производственная линейка завода будет расширена. Выпуск судов должен увеличиться с 3 до 10 в год, а количество перерабатываемого металла - с 1 тыс. до 10 тыс. тонн.
Помимо новых производственных мощностей, внедряются средства автоматизации и роботизации производства, самые современные системы качества. Каждое действие будет оцифровано: весь жизненный цикл строящегося судна будет управляться «умными» системами: с их помощью можно будет идентифицировать сырье, заготовки и детали по QR-кодам, что удвоит производительность труда.
Блок корпусных цехов занимает 26 тыс. кв. м и оснащается высокотехнологичным оборудованием с цифровым управлением. Благодаря ему, изготовления деталей и узлов осуществляется по 3D-моделям. На центр обработки данных отведено 18 тыс. кв. м.
Специализированные сенсоры помогут контролировать состояние оборудования и судостроительных процессов в реальном времени, а внедрение искусственного интеллекта позволит прогнозировать и предотвращать возникновение проблем при помощи анализа данных, а также оптимизировать необходимые операции.
Само строительство началось в мае 2022 года, а в 2024 году было внедрено отечественное решение «Global-Marine: система управления судостроением и судоремонтом». Решение закрывает такие потребности как ведение документоборота с проектантом, построение архива РКД, конструкторская и технологическая подготовка производства, планирование и учет строительства заказов и производства МСЧ, управление сдаточными удостоверениями, планирование закупок.
Большая часть из 68 единиц закупленного оборудования - отечественного производства, причем техника интегрируется в единую информационную систему.
Проект объявлен «цифровым будущим судостроения», а передовый опыт планируется распространять и на других судостроительных заводах России.