Основы корпоративных экосистем. Обзор ШПД-рынка B2B и B2G в Санкт-Петербурге за 2018 год

Бизнес, похоже, окончательно «втянулся» в цифровизацию. Государство также заинтересовано в развитии «Цифровой экономики». Операторам связи ничего не остается, как строить сети и разрабатывать решения под потребности каждой из отраслей. Таких проектов в 2018 году было очень много.

ВАТС – новый стандарт телефонии

Аналоговые АТС всё активнее заменяются виртуальными, в рамках одной корпоративной АТС можно перейти на беспроводную связь, либо сотовую, можно практиковать даже переговоры без использования телефонов. Оплата услуг, в свою очередь, может производиться по факту потребления. Всё это делает ВАТС намного эффективнее аналоговых станций и практически становится стандартом: при открытии нового офиса или филиала уже вряд ли кому-то придет в голову устанавливать там стационарные телефоны.

Более того, в рамках ВАТС тоже внедряются новые решения. Например, программный продукт ВестКолл интегрируется с CRM-системами, что дает дополнительное удобство клиенту. MCN Telecom, став MVNO оператором, предоставляет услуги мобильной связи в дополнение к проводной – таким образом расширяя границы ВАТС за пределы офиса.

 

Алексей Горбунов, руководитель макрорегиона «Северо-Запад» «Манго Телеком»

Алексей Горбунов, руководитель макрорегиона «Северо-Запад» «Манго Телеком»

 

А Mango Office подключил ВАТС к видеоконференцсвязи. «Mango Office стала первой облачной АТС в России, на которой можно развернуть сервис видеоконференций. Видеоконференции сегодня в принципе обязательный элемент для мультирегиональных компаний, а мы вышли с экосистемным продуктом — интегрированным с телефонией, с корпоративными адресными книгами, с мессенджером», – сообщает руководитель макрорегиона «Северо-Запад» «Манго Телеком» Алексей Горбунов.

Компании на плаву

Александр Мельников, генеральный директор MCN Telecom

 

Представители телеком-компаний отчитываются о росте выручки в сегменте B2B. Так, в компании MCN Telecom в 2018 году она составила 23%. «Санкт-Петербург наряду с Москвой для нас является одним из ключевых рынков, где мы продвигаем наши технологичные программные продукты, такие, как ВАТС. Здесь они востребованы больше всего», – подтверждает генеральный директор компании Александр Мельников.

«За 9 месяцев основные финансовые показатели «ЭР-Телеком» продемонстрировали положительную динамику. Консолидированная выручка увеличилась на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом прирост показывают и B2C и B2B. Выручка B2B увеличилась на 23% по сравнению с предыдущим периодом и составила 9 779 млн рублей», – сообщает пресс-служба АО «ЭР-Телеком Холдинг». Напомним, что ключевым B2B активом компании в Петербурге является ВестКолл.

«Мы оперируем управленческой отчетностью и прогнозами исполнения плана: цифры ожидаемо хорошие. Здесь необходимо отметить, что рынок облачных сервисов растет в принципе, и интерес к облачным решениям все активнее проявляется в среднем и крупном бизнесе, но, кроме органического роста, у нас есть дополнительные драйверы — продуктовые. Главные премьеры в этом году — сквозная аналитика, совершенно новая облачная платформа для организации контакт-центра и сервис видеоконференций. Все они в большей мере ориентированы на компании, осознанно управляющие маркетингом, массовыми клиентскими коммуникациями и нуждающиеся в том, чтобы наладить эффективное общение внутри», – говорит Алексей Горбунов («Манго Телеком»).

 

Андрей Гук, генеральный директор «ОБИТ»

Андрей Гук, генеральный директор «ОБИТ»

 

«В целом, год был не самый простой: экономическая активность населения и бизнеса была невысокой, дополнительные трудности внес Чемпионат мира по футболу, который принимал Петербург. Из-за него два месяца была закрыта телефонная канализация, новые объекты было невозможно подключать, бизнес снизил свою активность – в итоге мы не могли работать в полную силу. Но несмотря на все эти факторы, 2018 год «ОБИТ» закончил с очень неплохими результатами. Кроме того, для компании «ОБИТ» мало что изменилось из-за новых законов или реформ: они происходят постоянно, компании к этому привыкли, ничего экстраординарного для нас в телеком-сфере не произошло», – подводит итог генеральный директор оператора-интегратора «ОБИТ» Андрей Гук.

Результаты «Ростелекома» так же впечатляют: «Стабильный рост бизнеса в сегменте В2В/B2G. Рост новых цифровых услуг составит +33% по итогам года. Почти трехкратное увеличение абонентской базы по мобильной связи в сегменте В2В/B2G. Планомерное увеличение оптического проникновения в инфраструктуре Петербурга и Ленинградской области».

Проекты

Представители компаний поделились опытом реализации проектов, многие из которых – масштаба всего города.

 

Виктория Тихонова, директор филиала «ВЕСТ КОЛЛ СПб»

Виктория Тихонова, директор филиала «ВЕСТ КОЛЛ СПб»

 

«Ключевым направлением на 2019 год мы видим решения IoT на базе сети LoRaWAN. На сегодняшний день это простые и низкостоимостные решения для повышения технологичности управления инфраструктурой предприятия, жилого квартала, дома. Применение IoT для бизнеса может быть очень широким: промавтоматизация, «умный» вывоз бытовых отходов, мониторинг нахождения/перемещения детей/сотрудников/животных, экологический мониторинг, «умное освещение», «умное» здание. Наличие IoT-сети операторского уровня, большой выбор IoT-датчиков и IoT-решений, а также платформы приложений и поддержки отраслевых систем (например, SAP, IBM) дают клиентам основу для реализации цифровых проектов на практике, а не в условиях лаборатории. На первом этапе клиенты решают вопросы повышения эффективности бизнес-процессов, где эффект можно просто рассчитать, на втором этапе, попробовав IoT на практике, компании переходят к разработке и внедрению новых бизнес-моделей», – поясняет пресс-служба ВестКолл. Среди успешных кейсов, которые наглядно демонстрируют перспективность новых технологий, – проект «Умное городское освещение», запущенный АО «ЭР-Телеком Холдинг» и СПб ГУП «Ленсвет».

Потенциал для развития и внедрения есть и у других цифровых технологий, которые находятся в тесной связке друг с другом и направлены на решение прикладных задач конкретных отраслей экономики. Например, технологии виртуальной и дополненной реальности, распространенные сейчас в основном в игровой индустрии, будут использоваться в реальной экономике: речь идет о цифровых двойниках, машинном обучении (ML), искусственном интеллекте (AI) и других. «Собственно, при таких условиях операторский рынок уходит в освоение смежных рынков - оператор теряет роль телеком-оператора и приобретает статус IT-компании», – резюмирует директор филиала «ВЕСТ КОЛЛ СПб» Виктория Тихонова.

 

Роман Кравцов, генеральный директор АО «Компания ТрансТелеКом»

 

ТТК в настоящее время участвует в проекте по созданию единой транспортной карты – универсального платежного инструмента и проездного документа пассажира РЖД. Компания ТрансТелеКом отвечает за технологические процессы при создании нового продукта, обеспечивающие возможность хранения баланса на самой карте, что позволит ей пользоваться в режиме отсутствия доступа к сети Интернет. «Трехстороннее соглашение о  сотрудничестве по реализации этого проекта между ОАО «РЖД», Банком ВТБ (ПАО) и АО «Компания ТрансТелеКом» было подписано в ноябре 2018 года. На 2019 год запланирован пилотный проект по внедрению ЕТК на скоростных поездах «Сапсан» по маршруту Москва-Санкт-Петербург», – сообщает генеральный директор АО «Компания ТрансТелеКом» Роман Кравцов.

 

Алексей Нестеров, заместитель директора МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»

Алексей Нестеров, заместитель директора МРФ «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»

 

Компания «Ростелеком» может похвастаться наибольшим числом реализованных или находящихся в стадии пилотирования проектах. О них порталу SPbIT.ru рассказал заместитель директора макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»  - директор по проектам Алексей  Нестеров.

Спикер отметил, что в октябре в Санкт-Петербурге состоялось мероприятие «Цифровой мир: реальность, в которой мы живем», открывал которое президент компании Михаил Осеевский. Также 12 октября в северной столице прошел «Бизнес Драйв» – новый формат мастер-классов от Ростелекома, на котором выступают действующие бизнес-практики.

Оператор запустил в 2018 году такие услуги и дополнительные сервисы, как «Управляемый Wi-Fi» (включает компоненты «Wi-Fi Радар» – сбор аудитории гипермаркетов/торговых центров/кафе/ресторанов и «Рекламная платформа» – платформа, которая позволяет создавать дополнительные страницы с рекламным контентом), «Видеоаналитика» (облачная технология, позволяющая в автоматическом режиме обрабатывать полученные с видеокамер изображения с помощью аналитических модулей), «Ростелеком. Экраны» (позволяет централизованно управлять контентом на географически распределенных экранах и других цифровых поверхностях). Приобретение 100% акций компании Solar Security и присоединение к активам компании существующих ИБ-сервисов «Ростелекома» позволило сформировать более мощный единый центр компетенций компании по вопросам кибербезопасности (SOC).

Среди трендов, в которых «Ростелеком» предполагает развиваться, – биометрия (например, в финтехе), информационная безопасность, IOT и онлайн-кассы. Так, в ноябре 2018 года ПАО «Ростелеком» приняло участие в совместном тестировании с Tele2 и Ericsson технологий NB-IoT для энергетического сектора. Предполагается, что технологии IoT (Internet of Things) позволят энергосбытовым компаниям производить оптимизацию затрат, а потребители, в свою очередь, смогут ощутить комфорт и удобство предоставляемых услуг. Также в уходящем году «Ростелеком» разработал линейку тарифных планов MVNO, специализированных для М2М-решений сегмента B2B.

Отдельный вектор развития «Ростелекома» – это сервисы и решения «Умного города», которые, прежде всего, направлены на повышение комфорта жителей и безопасности городской среды, а также эффективности управления городскими ресурсами. Сервисы основаны на едином комплексе организационно-технических мероприятий. К примеру, данный комплекс в локации дворовой территории может включать в себя автоматизацию сбора и учёта показаний счётчиков потребления ресурсов, систему контроля доступа – умных шлагбаумов – с системой автоматического распознавания номерных знаков, умные домофоны с личными кабинетами жильцов и управляющих компаний, а также интеграция всех этих систем с городскими системами видеонаблюдения и оповещения. Блок энергоэффекивных проектов, которые фактически с первого дня своего внедрения позволяют достигать экономии ресурсов на внутреннее и уличное освещение, теплоэнергию. К примеру, в этом году «Ростелеком» полностью модернизировал сеть уличного освещения МО Рощино Ленинградской области, г. Остров Псковской области, приступил к работам по модернизации сети освещения в г. Псков. Такие проекты наиболее наглядно демонстрируют эффективность новых технологических решений, сокращая затраты на электроэнергию до 70% (подробнее см. репортаж SPbIT.ru).

Будущее – за цифровой трансформацией

Представители телеком-отрасли поделились планами и ожиданиями своих компаний на 2019 год.

Алексей Горбунов, «Манго Телеком»:

«Облачные сервисы еще не вытесняют традиционные технологии, по постепенно начнут. В этом году стало заметно, что в петербургских компаниях появляются специальные люди, ответственные за цифровую трансформацию, — chief digital officer. И во многих случаях внутренний запрос к таким специалистам — совершенно конкретный: организовать перевод инфраструктуры в «облако», в публичное или в частное. На горизонте 2-3 лет эти планы будут активно осуществляться. IT-cервисы перестают быть разрозненными, они объединяются в экосистемы, комплексно «закрывающие» целые направления работы, а не решающие частные задачи. По этому пути движется и «Манго Телеком»: в одной системе находится все, что связано с самими коммуникациями — и голосом, и не голосом, клиентские коммуникации и внутренние, а также полная аналитика всех аспектов коммуникаций. Такой подход создает очень серьезные преимущества для пользователей. Наконец, «умные» голосовые боты становятся нормой. Уже в следующем году всем нам придется научиться общаться с роботами.

По всем прогнозам, рынок облачных сервисов ожидает рост — во всех секторах: SaaS, PaaS, IaaS. По нашей собственному прогнозу, общий рост рынка будет несколько ниже, чем в 2018 году, но в финансовой модели «Манго Телеком» заложены планы выше, чем мы ставили на этот год. Причина оптимизма — в более сильном потенциале «нашего» сегмента, унифицированных коммуникаций».

Андрей Гук, «ОБИТ»

«На наш взгляд, тренд телекоммуникационной сферы последних пяти лет продолжится. Рост рынка будет, но скромный, в пределах 3-5%, так как факторов, предопределяющих скачок вверх или спад, сейчас не наблюдается. Продолжится укрупнение игроков, приобретения крупными операторами мелких. Конечно, рынок почувствует грядущее увеличение НДС с 18 до 20%».

Алексей Нестеров, «Ростелеком»

«Мир стоит на пороге масштабного развертывания беспроводных сетей пятого поколения (5G), которые обеспечат более быстрое соединение для потребителей и предприятий, открыв новые возможности увеличения выручки для телекоммуникационных компаний. Распространение облачных технологий даст импульс повышению эффективности и росту доходности инвестиций. Еще одно перспективное направление – искусственный интеллект.

Стратегический вектор развития компании – продолжение трансформации из телеком-оператора в цифрового партнера населения, бизнеса и государства. Также нашим приоритетом на 2019 год является развитие экосистем продуктов, услуг и клиентского сервиса, самым важным в этом направлении является оказание услуг для бизнеса в едином окне».

Пресс-служба АО «ЭР-Телеком Холдинг»

«Операторы начнут больше инвестировать в развитие IoT, проектов «Умный город» и «Умный дом», искать выход в смежные отрасли (онлайн-образование, страхование, финансовые сервисы, электронную коммерцию и др.)»

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: доступ в Интернет, широкополосный доступ, Ростелеком, ВестКолл, Обит , Манго Телеком, виртуальная АТС, ТТК, MCN Telecom