FaceApp – большая ловушка

Тысячи пользователей с азартом обрабатывают свои фотографии в стремительно набравшем популярность приложении FaceApp. Посмотреть на себя в старости или сильно помолодевшим – как слетать на машине времени, а если выложить получившийся результат в социальных сетях, можно и лайков насобирать, и половину рабочего дня «убить» отвечая на комментарий.

Однако, на первый взгляд безобидная разработка собирает данные о восторженных юзерах и передает их сторонним компаниям, а как ими решат распорядиться дальше – не известно.

За нами следят?

Самый частый путь, по которому дальше следуют данные, считанные со смартфона или браузера пользователя приложения FaceAppи подобных ему, ведет к маркетологам разного уровня. Так в браузере появляется контекстная реклама, на которую с наибольшей вероятностью нажмет пользователь. Такое использование персональных данных можно считать относительно безопасным, но стоит задуматься о том, какую прибыль получают производители при каждом переходе на рекламный сайт. Компании при минимальных, по сути, вложениях, ведь скачивание приложений по обработке фото или составлению психологического профиля по предоставленным данным бесплатное, получают максимум возможностей для повышения продаж, не отчисляя процент от выручки тем, кто поспособствовал росту выручки. Возможно, этот аргумент не сдержит растущий интерес к возможности заглянуть в будущее прямо сейчас, но хотя бы заставит задуматься о более разумном подходе в скачивании подобных приложений.

Кому это нужно?

В числе образований желающих получить доступ к данным пользователей – госкомпании, силовые структуры, кредитные организации, индустрия красоты и другие. Такой спрос обосновывается качеством приобретаемого материала: информация из приложения FaceAppсодержит определенные метки необходимые для машинного обучения и развития нейросетей, в частности, относящиеся к повышению качества работы системы распознавания лиц, определения возраста человека, его типажа, геолокации. Чем больше размеченных данных поступает в систему, тем выше уровень распознавания и соответственно выше спрос на технологии располагающие такой информацией. На основании этих данных можно составить портрет необходимой целевой аудитории для выборки по заданным параметрам, используемым, к примеру, силовиками в поисково-розыскных операциях. Подобные приложения дают доступ ко всей галерее пользователя, а это значит, что любое фото может быть использовано в качестве тренажера, вне зависимости от степени его конфиденциальности. Также в один клик система получает информацию о месте расположения юзера, модели его телефона, гендерных характеристиках, поэтому особенно важно читать, на что запрашивает разрешение та или программа и периодически проводить мониторинг настроек приватности.

Как не попасться на крючок?

В первую очередь – оградить себя от использования сомнительных программ на любых устройствах. Следующим шагом может стать проверка настроек. Контроль, за доступом к данным на устройстве можно осуществлять, регулируя степень приватность в отношении тех или иных приложений, ограничением доступа в беспроводную сеть в общественных местах, загрузкой только авторизованных приложений работающих непосредственно с персональными данными – банки, государственные и муниципальные сервисы, системы использующие данные банковских карт (такси, интернет-магазины) и многие другие.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Web, Безопасность

Ключевые слова: персональные данные, мобильные приложения