Вглубь и вширь. Растет "Зебра Телеком"

В конце прошлой неделе в Подмосковье прошла общероссийская пресс-конференция компании «Зебра Телеком», в ходе которой топ-менеджмент оператора не только объявил итоги прошедшего полугодия, но и анонсировал новые направления деятельности.

"Зебра Телеком" специализируется на предоставлении услуг доступа в Интернет и IP-телефонии на массовом рынке. В 2002 году компания приступила к формированию своей региональной сети.

В первом полугодии 2004 года оборот "Зебры Телеком" вырос на 42% по сравнению с предыдущими шестью месяцами и составил $9,6 млн. По планам компании, годовой оборот составит $22-24 млн., при аналогичном показателе 2003 года в $13 млн. На долю корпоративных клиентов компании приходится чуть менее трети оборота (32%), основным же источником оборотных средств остается розничный сектор. Объем трафика по карточным продуктам, являющимся основным дистрибутивом компании, составил 32,7 млн. минут в Москве и 6,3 млн. минут в Петербурге.

Основной источник дохода требует постоянного развития. Телекоммуникационные карты "Зебры Телеком" реализуются через развитую дилерскую сеть в Москве и Петербурге (5 тыс. и 2,5 тыс. точек, соответственно) и постепенно пополняются новыми сервисными возможностями. Кроме уже работающего роуминга (российского и международного), карты провайдера будут предоставлять доступ к таким услугам, как голосовая почта, телефонные знакомства, различные справочные сервисы и другим видам услуг интеллектуальных сетей. Поставщиками контента для допуслуг "Зебры" являются сторонние разработчики. Напомним, что рынок интеллектуальных телефонных сетей, по оценкам наблюдателей, сейчас переживает период формирования, а бизнес в этой сфере быстро развивается. "Зебра" с отработанными механизмами реализации предоплаченных карт, биллинга и службы поддержки имеет все шансы занять свою нишу в сфере таких услуг, особенно если количество дополнительных сервисов, доступных по картам оператора, будет постоянно расширяться. Особую надежду на допуслуги возлагает и генеральный директор компании "Зебра Телеком" Виктор Каледин. По его словам, возможна ситуация, при которой через несколько лет телефонная связь станет бесплатным бонусом на предоплаченной карте, предоставляющей доступ к различным голосовым и интерактивным сервисам.

Следует отметить, что сейчас одним из способов продвижения услуги карточной IP-телефонии стал выпуск телекоммуникационных карт под брендами салонов-дилеров. Традиционно, в роли партнеров здесь выступают сети салонов сотовой связи. Так, "Зебра Телеком" эмитировала такие брендовые карты совместно с салонами "Телефорум", "Диксис", "Вест Телеком", "Техносвязь" и др. В таких проектах торговая сеть берет на себя деятельность по распространению карт, а "Зебра", оказывая саму слугу связи, нередко отвечает и за управление финансовыми потоками. Кроме того, зачастую сервис-поддержка пользователям таких карт организуется "Зеброй" под тем же брендом фирмы-распространителя, что и сама карта.

Для более успешного продвижения своих карточных услуг на рынке оператор постоянно прибегает к маркетинговым и рекламным акциям: за полугодие их в обеих столицах было проведено более десяти. Последняя акция, позволившая пользователям универсальных карт определенных номиналов совершать бесплатные звонки из Петербурга в Москву, Европу или США, по словам Виктора Каледина, позволила увеличить объемы продаж в Петербурге на 50%.

Однако, если в Северной столице, как и в большинстве регионов, основным направлением сбыта является Москва, то в первопрестольной до 80% трафика компании генерируют 6 топовых направлений. Это, в первую очередь, вся Россия, а также Армения (в основном фиксированные номера), Грузия ( в подавляющем большинстве мобильные номера), Германия, Украина и Таджикистан. При этом надо учитывать, что за последнее время тарифы на IP-телефонию снизились в среднем на 15%. В Петербурге, где 30% трафика - соединения с Москвой, звонок в столицу - самый дешевый. Снижение тарифов происходит на фоне увеличения затрат на рекламу, продвижение продуктов в дилерской сети и другие расходы. "Только затраты на приобретение нового оборудования составляют $100-150 тыс. в месяц", - отмечает Виктор Каледин.

Констатируемое наблюдателями снижение маржинальности рынка повлекло за собой как увеличение трафика, так и модернизацию управленческих технологий компании. В "Зебре" считают, что рынок IP-телефонии изменится: на нем не смогут работать операторы, использующие сегодняшние методы управления компанией. Поэтому "Зебра" еще год назад запустила программу по созданию "Системы сквозного управления", подразумевающую под собой оперативное управление тарифами, биллинговый контроль, усовершенствование системы контроля проблем Trouble Tickets, организацию документооборота и т.п.

Причем, одновременно с модернизацией собственного управления "Зебра" предложит подобные инновации и своим региональным партнерам. Региональное развитие - один из приоритетов компании, рост числа партнеров сейчас составляет 60% в год. На данный момент число партнеров по всей России достигло 130 местных операторов. При заключении договора оператору предлагаются различные выгодные для него условия, такие, как организация качественных каналов связи в удаленные регионы, максимально близко к технической площадке партнера, дополнительные сервисы по организации бизнеса и программу VIP: возможность технической поддержки совместно с системой Trouble Tickets "Зебры", улучшенное управление трафиком и общий мониторинг технической инфрастуктуры. При этом трафик в каналах "Зебра Телеком" тарифицируется в зависимости от объема, а не от расстояния.

Второй по величине после Москвы и пока единственный собственный филиал "Зебра Телеком" находится в Петербурге. Сейчас здесь проводится модернизация технического узла: в прошедшем полугодии увеличено число линий, в ближайшее время будет установлено новое оборудование, в том числе программный коммутатор, который позволит абонентам пользоваться такими дополнительными сервисами, как переадресация вызова, закрытые группы и так далее. Одним из приоритетов в развитии петербургского бизнеса "Зебры" является усиление позиций на корпоративном рынке.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы