Лучшее, конечно, впереди. Билайн планирует укрепить позиции на рынке в 2021 году

Для российских операторов связи, как и для всей экономики страны, 2020 год оказался невероятно сложным. «ВымпелКом», помимо прочего, столкнулся с последствиями целого ряда системных проблем, которые накапливались несколько лет. Однако в это непростое время в компании начались качественные изменения, которые дают возможность с оптимизмом смотреть в будущее. На днях генеральный директор ПАО «ВымпелКом» Александр Торбахов откровенно поговорил с журналистами ведущих московских и региональных СМИ о перспективных направлениях развития Билайн и о главных трендах телеком-рынка.

Во время пандемии телеком ощутил на себе все негативные влияния локдауна: от падения продаж в целом до таких специфических для оператора аспектов, как отсутствие потока трудовых мигрантов, услуги связи для которых, особенно в крупных городах, давно стали одной из чувствительных статей дохода сотовиков.

Понятно, что сложная для сотовых операторов ситуация на рынке возникла задолго до пандемии. «Гонка операторов за долей рынка привела рынок к нынешнему состоянию: у нас самый дешевый телеком на свете и но при этом практически не растет выручка, она не компенсирует инфляцию и уж тем более рост CAPEX на инвестиций, которые осуществляются в основном за валюту. Мы считаем, что ситуация совершенно нездоровая, и очевидно, что в разумном режиме, вполне открытом для клиента, стоимость телеком-услуг всех операторов должна повышаться», – считает Александр Торбахов. Он также пояснил, что стоимость телеком-услуг может неизбежно варьироваться от региона к региону.

Продолжая тему пандемии – Билайн начал переводить сотрудников на удаленку в рамках проекта BeeFREE еще несколько лет назад, так что для компании это изученный стандарт работы.

 

Александр Торбахов, генеральный директор ПАО «ВымпелКом»

 

Развитие сети в приоритете

В свою очередь, потребление услуг передачи голоса и данных в сети Билайн по-прежнему быстро растет: например, средний объем дата-трафика на абонента вырос за год более чем на 60%. Компания не могла оставаться в стороне от этого тренда – и в 2020 году направила на развитие сети, особенно LTE, гораздо большие инвестиции, чем раньше. Причем это касается не столько Москвы и Санкт-Петербурга, сколько других регионов. В частности, масштабное строительство прошло в Новосибирске, в Волгограде завершился рефарминг частот, после которого качество связи на сети оператора повысилось. 

«Несмотря на то, что, к примеру, в Москве на сети Билайн достаточно высокая, по сравнению с конкурентами, скорость передачи данных и качественное покрытие, – я считаю, что соревнование операторов в скоростях имеет гораздо меньшее значение для клиента, чем его возможность непрерывно, без сбоев и без снижения качества смотреть потоковое видео, перемещаясь пешком или на транспорте. Вот за это сегодня нужно переживать в первую очередь», – сказал Александр Торбахов.

В Москве Билайн в 2020 году улучшил покрытие сети, в планах на следующий год – соответствующая работа в Подмосковье – поскольку доля сотрудников компаний, работающих удаленно из пригорода, скорее всего, не скоро снизится. В московском метрополитене сегодня все вестибюли станций оснащены LTE от Билайн (последняя станция была подключена к LTE осенью), в тоннелях же обеспечение покрытием будет завершено в начале 2021. Помимо этого, в Москве запущено промышленное решение Huawei для VoLTE, и теперь все абоненты Билайна, чьи гаджеты поддерживают передачу голоса по LTE, могут пользоваться этой технологией – с хорошим качеством голоса и быстрым дозвоном.

 

 

В Петербурге Билайн оснащает связью перегоны метро совместно с партнерами и при этом отвечает за две из пяти существующих линий: уже в первом полугодии 2021 года на одной из линий работа будет завершена. Летом SPbIT.ru уже писал о том, что в Санкт-Петербурге проводится федеральный инфраструктурный проект «ВымпелКома» – «СуперСити», предполагающий строительство дополнительных вышек сотовой связи с поддержкой LTE.

Также летом мы упоминали о том, что и Ленобласть не останется без внимания оператора, в том числе потому, что многие перешедшие на удаленку сотрудники компаний работают именно из пригорода – а это повышает требования к качеству связи за пределами мегаполиса. По данным Билайна, за 2020 год в 148 населенных пунктах Ленинградской области появился 4G и еще в 72 была увеличена скорость передачи данных на сети оператора.

Стратегия и новые сервисы

Одновременно с увеличившимися инвестициями в строительство и модернизацию сети меняются стратегические приоритеты «ВымпелКома», связанные с управлением технической сетью. Долгое время это управление – от строительства до планирования и мониторинга – было отдано сервисным провайдерам. В 2021 году компания намерена вернуть в собственное ведение ключевой функционал: речь идет прежде всего о критичных функциях планирования и мониторинга. В свою очередь, «последняя миля», устранение аварий, другие инженерные и технические работы останутся за сервисными партнерами оператора.

На встрече с главой «ВымпелКома» журналисты не обошли вниманием кадровые изменения в компании – в том числе недавний уход Арташеса Сивкова с позиции первого исполнительного вице-президента «Вымпелкома», курировавшего розницу. Александр Торбахов заметил, что при этом Билайн усилил свою региональную команду, а в московской штаб-квартире по рознице формирована новая хорошая команда в части разработки продуктов, дистрибуции, онлайн-продаж и т. д.

Одной из новых услуг, запущенных Билайном в 2020 году, стала Mobile ID – способ авторизации на интернет-ресурсе (интернет-магазин, социальная сеть, мобильный банк и даже портал Госуслуг) с помощью номера мобильного телефона, который становится уникальным идентификатором личности. Внедрение новой технологии началось в августе.

 

 

Другим недавним интересным проектом «ВымпелКома» стало сотрудничество с Альфа-Банком и продажа кобрендинговых дебетовых и кредитных карт банка в салонах Билайна. «На ноябрь-декабрь мы видим, что продажи банковских продуктов у нас идут на уровне среднего российского банка – то есть на очень приличном уровне», – рассказал Александр Торбахов.

Что касается розницы в целом – компания намерена продвигать онлайн-продажи, но не предвидит «драматичных изменений» в структуре офлайновой сети, хотя та и будет «немного естественным образом сжиматься».

Сегмент B2B по-прежнему остается локомотивом бизнеса «ВымпелКома», в котором оператор  выступает лучше рынка. Кроме стандартных телеком-сервисов быстрыми темпами растут дополнительные – различные виды аналитики, облака.

Наконец, глава «ВымпелКома» подтвердил опасения аналитиков SPbIT.ru по поводу судьбы 5G в России. Несмотря на то, что базовые станции оператора готовы к внедрению новой технологии, проводятся эксперименты и пилоты в этой области, – 5G в России в глобальном понимании в ближайшее время не предвидится: дело по-прежнему в распределении необходимых частот.

«Сегодня мы серьезно работаем над улучшением наших результатов, и это дает нам основание в 2021 год смотреть с оптимизмом», – резюмировал Александр Торбахов.

 

 

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом