BeeFREE – опыт удаленной работы Билайн

Сотрудники Билайна оказались готовыми к удаленной работе чуть больше, чем их коллеги, привыкшие к традиционному офисному распорядку: еще в 2016 году оператор запустил стратегический проект BeeFREE, направленный на усиление открытой корпоративной культуры и трансформацию внутренних процессов, которую в ту пору могли назвать чуть ли не революционной. Сегодня топ-менеджмент оператора на YouTube-канале Билайн.NOW делится с нами опытом перехода на домашнюю работу: в нынешних условиях он оказывается востребован в любой отрасли.

Компаниям, работающим на рынке телекоммуникаций, в определенном смысле повезло – многие из них оказались в перечне предприятий непрерывного цикла, деятельность которых невозможно приостановить даже в период пандемии. И это логично, поскольку услуги связи стали таким же важным продуктом для населения, как электричество, газ, продукты питания. В ситуации с коронавирусом телеком видит больше возможностей для себя: люди больше общаются дистанционно, объем услуг голосовой связи, мобильного интернета, фиксированного доступа растет, особенно в сегменте B2С, а B2B-клиенты спешно внедряют у себя такие технологии, как VDI, сервисы видеоконференцсвязи. С другой стороны, любой бизнес не может существовать вне экосистемы, и, находясь в ней, влияние кризиса не испытать тоже невозможно.

 

Ольга Филатова, исполнительный вице-президент по управлению персоналом Билайн

 

Подавляющая часть бэк-офиса Билайна сегодня работает из дома, но для большинства  работников переход на удаленку не стал неожиданностью: компания практикует формат BeeFREE (FREE расшифровывается как flexible, ready, effective employee) с 2016 года. Выводы, которые делают руководители HR оператора, могут показаться парадоксальнами. «Мы увидели, что люди работают из дома с гораздо большей интенсивностью, чем работали в офисе. Кажется – нужно делать всё быстрее, всё время чувствуешь себя в полной готовности. Наша задача в том, что нужно учить людей управлять собой, своим графиком, энергией, здоровьем», – отмечает исполнительный вице-президент по управлению персоналом Билайн Ольга Филатова. Для этого в компании, к примеру, запущена серия специальных вебинаров для сотрудников, проводятся регулярные онлайн-встречи с руководством. 

«Мне кажется, сейчас самое важное – внутренние коммуникации, фокус на дополнительное общение, нелинейные, живые форматы. Люди, кажется, уже устали от обычного общения через экраны», – продолжает Ольга Филатова. Живыми форматами могут стать любые нескучные активности – от мастер-классов и тренингов до сказок на ночь детям.

 

Екатерина Подвальная, руководитель Билайн Университета, директор по управлению талантами

 

Формат BeeFREE предполагает фокусировку на результат, развитие культуры доверия. «Часто руководители думают, что, отпуская сотрудника на удаленную работу, они отпускают его в никуда, он пропадает, на связь не выходит. Но в проекте BeeFREE, как мы заметили, всё происходит наоборот, – комментирует Екатерина Подвальная, руководитель Билайн Университета и директор по управлению талантами. – У нас есть специальная платформа для работы на удаленке, есть специальные отчеты, всё автоматизировано».

Важную роль в обучении сотрудников адекватно воспринимать изменения играет Корпоративный Университет Билайна, В условиях неопределенности сотрудники обучаются новым навыкам работы и общения. В формате Open Talk каждую неделю руководство компании отвечает на любые вопросы сотрудников. «Руководители могут регулярно информировать и составлять план сотрудников на день, сделить за распорядком дня и расписанием регулярных встреч, четко определять правила взаимодействия внутри команды, обмениваться информацией через любые доступные источники. Снижая ощущение неопределенности, мы помогаем сотрудникам быть в рабочем состоянии», – утверждает  Екатерина Подвальная. Например, чтобы донести до сотрудников точную и правдивую информацию о коронавирусе, компания приглашает на встречи специалистов-медиков, выбирает для обучающих программ каналы и ресурсы, которым можно доверять.

 

Андрей Петров, директор по управлению трудовой, уголовной, административной практиками и сопровождению исполнительного производства Билайн

 

Опыт Билайна аккумулирован на специальном сайте beefree.team, там же можно найти примеры юридического оформления «дистанционных отношений» между работодателем и сотрудником. Директор по управлению трудовой, уголовной, административной практиками и сопровождению исполнительного производства Билайн Андрей Петров рассказал, какие шаги нужно пердпринять для перевода сотрудников на удаленку.

Так, для начала следует определить технические возможности и ресурсы компании: можно ли выдать персоналу корпоративные устройства, установлен ли VPN, организован ли доступ VDI и т. д. После этого – собрать обратную связь от руководителей: какие из их подчиненных могут работать удаленно. Как показывает опыт Билайна, практически все могут: юристы, экономисты, бухгалтерия. В офисе остаются только люди, которые непосредственно связаны с кадровым администрированием, выдачей трудовых книжек и т. д. Наконец, третий шаг – запустить проект перехода, в том числе – рассказать работникам обо всех нюансах удаленной работы работы, развеять страхи и заручиться поддержкой.

«Таким образом, работодатель самостоятельно определяет категории удаленных работников. Переход на дистанционный труд можно оформить тремя способами. Первый – трудовой договор о дистанционной работе с теми сотрудниками, которые полностью будут работать удаленно. С работниками, которые часть времени будут работать в офисе, заключаются дополнительное соглашение. Есть вариант перевода через новую редакцию трудового договора, но мы им не пользовались», – говорит Андрей Петров.

 

Екатерина Смолева, директор по подбору и работе с персоналом Билайн

 

Обязательное условие продуктивной работы в формате BeeFREE – четкое информаирование сотрудников о том, как работает компания в условиях постоянных законодательных нововведений. Руководителю необходимо создавать комфортные условия, поддерживать добродушную, комфортную атмосферу онлайн-встреч. «Мы все учимся работать и жить по-другому. Очень важна атмосфера, моменты, когда требуется немного разрядить обстановку. На видеоконференциях – регулярных встречах в ZOOM, Skype или BlueJeans – мы просим всех включать камеры, чтобы меньше чувствовать нехватку личного общения. ИТ-инструменты должны работать хорошо и системно, необходимо всячески вовлекать сотрудников в онлайн-жизнь», – отмечает директор по подбору и работе с персоналом Билайн Екатерина Смолева.

Особая ответственность при этом, разумеется, лежит на топ-менеджере, который является гарантом безопасности и стабильности для сотрудника. Оперативный штаб Билайна по принятию решений в ситуации с коронавирусом несколько раз в неделю обсуждает все актуальные указы правительства и федеральных властей, быстро принимает решения. Операционная работа персонала поддерживается регулярными встречами руководителей с сотрудниками.

 

 

«Какими мы вернемся из самоизоляции? Мне кажется, мы точно будем работать по-другому – скорее всего, быстрее, чем раньше. В компаниях будет больше временных команд, когда люди самоорганизуются, чтобы решить те или и ные задачи, придумать новые продуты, вывести на рынок. И, конечно же, ИТ и внутренний клиент будут в большем приоритете, чем когда-либо», – резюмирует Екатерина Смолева.

 

 

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Мобильная связь, Интеграция, Кадры

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом