Издание «КоммерсантЪ» сообщает о реакции бизнеса на новый проект поправок к закону «О рекламе», который был разработан Минцифры и представлен на сайте правительства 17 августа. Предполагается, что согласно новой версии закона информация об интернет-рекламе должна предоставляться ответственными лицами (рекламодателями, рекламораспространителями и операторами рекламных систем) через 20 календарных дней после того, как объявление было опубликовано в Интернете.
На данный момент, согласно закону от 17 июня 2021 года, вступившему в силу менее месяца назад, 1 сентября, отчеты о размещенных рекламных объявлениях могут передаваться в течение всего календарного месяца, следующего за месяцем, в котором была размещена интернет-реклама. Согласно законодательству, всем размещенным в сети рекламным объявлениям должен быть присвоен идентификатор, позволяющий отследить посредников, через которых проходит реклама, а после размещения объявления необходимо отправить отчеты специально созданным операторам данных для дальнейшей передачи их в Роскомнадзор. Данная инициатива должна способствовать прозрачности и конкурентоспособности рынка.
В отзывах о новых требованиях к подаче отчетности отмечены неоднократные просьбы о продлении сроков, как минимум, до 30 дней с момента размещения объявлений. Причина довольно проста – компании считают, что 20 дней слишком мало для предоставления полной отчетности, так как рекламные компании могут длиться месяц и дольше. Кроме того, при такой форме отчетности бизнесменам придется перестраивать бизнес-процессы в области учета интернет-рекламы. Некоторые участники рынка считают подобные требования заведомо невыполнимыми.
Ассоциация компаний интернет-торговли высказала мнение, что установление сроков даже в 30 дней с момента подачи объявления (что сократит сроки в сравнении с действующим законодательством, но продлит в сравнении с предполагаемыми поправками к закону) смягчит затраты на переход к новым схемам учета.
В VK считают, что тридцатидневный срок отчетности сохранит привычные бизнес-циклы для участников рекламного процесса, а перестройка данных циклов может занять время. Комментариев по теме от Минцифры и Роскомнадзора нет.
Эксперты объясняют, что принятие поправок потребует подготовки различных актов к одному договору по каждой рекламной кампании, более того, подавать их придется разное время, что увеличит нагрузку на сотрудников и расширит документооборот. Рекламодателю необходимо, с одной стороны, подготовить закрывающие документы по рекламным объявлениям, а с другой стороны – передать данные в ОРД, однако последняя задача подразумевает выполнение первой, в то время как подписание актов о выполненных работах происходит после окончания отчетного периода, который составляет один месяц.
В случае если поправки будут приняты, бизнесу придется пересматривать уже заключенные договоренности, дополняя их сокращенным порядком приемки услуг. Если этого не сделать, в Роскомнадзор будет поступать неокончательная информация, не подтвержденная закрывающей документацией. В свою очередь, такой подход может создать почву для увеличения числа ошибок и исправлений.
Комментарий от Торгово-промышленной палаты также сводится к тому, что уменьшение сроков отчетности потребует радикального изменения системы сверок и документооборота. В конечном итоге может подняться волна изменений условий клиентских договоров, а также увеличение издержек по ним, что может привести не только к удорожанию процесса, но и к снижению государственных доходов от налогов, уплаченных за рекламные объявления в сети.