Wi-Fi в Петербурге: снова втроем

В Петербурге была запущена первая точка в рамках уже раскрученного в Москве проекта "Яндекс.Wi-Fi" - она появилась в модном заведении "Ред Клаб". Сейчас "Яндекс" ведет переговоры еще с несколькими потенциальными участниками своего Wi-Fi проекта в Петербурге. Таким образом, количество игроков на этом рынке вновь увеличилось до трех.

В Петербурге на данный момент сети Wi-Fi развивают два оператора - "ПетерСтар" и "Квантум". Напомним, что до весны 2004 года этим бизнесом занималась еще одна компания - провайдер "Компьютерные сети", которая затем была поглощена "ПетерСтаром". Сейчас в сети этой компании более 10 хот-спотов, и в течение ближайшего месяца планируется увеличить их количество в полтора раза. Основную ставку этот оператор делает на гостиницы, транспортные терминалы и т.д. В частности, у компании установлены точки доступа в "Гранд Отеле Европа", кафе "Пит-Стоп", аэропорту "Пулково-2", где "ПетерСтар" планирует вскоре обеспечить полное покрытие. Среди крупнейших проектов из гостиниц - пятизвездочный "Эмеральд", который полностью оснащен Wi-Fi, включая номера. Сейчас оператор ведет еще ряд установок в отелях, включая "Пулковскую", миниотели "Арбат-Норд", "Александр-Хаус". "Квантум", в чьей сети установлено около 15 активных хот-спотов, работает приблизительно в том же сегменте. Его точки доступа работают, в частности, в бизнес-центре "Акватория", Морском Вокзале, кинотеатре "Мираж-Синема", гостинице "Санкт-Петербург", ряде кафе города. Практически все хот-споты этих компаний платны - для того, чтобы воспользоваться ими необходимо приобрести специальные предоплаченные карты, кроме того услуги ряда точек "Квантума" могут оплатить абоненты сотового оператора "МегаФон", отправив SMS-сообщение на соответствующий сервисный номер.

"Квантум" и "ПетерСтар" в рамках развития своей сети предлагают фактически одну и ту же схему - потенциальный владелец должен приобрести оборудование, и подключить его к телекоммуникационной инфраструктуре оператора. "Яндекс " предлагает абсолютно иную схему взаимодействия - фактически эта компания занимается продвижением этой услуги среди владельцев точек (в основном ресторанов и кафе), организацией контактов с операторами и ее дальнейшим маркетингом. При этом основным условием участия выступает обязательство предоставлять услуги доступа в Интернет бесплатно. "В рамках проекта за трафик платит владелец точки доступа. На наш взгляд, в общественных, не закрытых местах, победит именно такая модель. Доступ в Интернет переходит в разряд обычной инфраструктуры - ведь никто сейчас не берет с гостей отдельные деньги за парковку у ресторана. Также будет и с Wi-Fi. Тем более что ресторан - слабо подходящее место для организации ларька по продаже карточек. Да и провайдерам это выгоднее - лучше получить клиента, регулярно платящего $150, чем продавать там по 6 карточек в месяц", - прокомментировал заместитель генерального директора компании "Яндекс" Никита Корзун.

Для участия в проекте потенциальному владельцу хот-спота Wi-Fi надо заключить соглашение о намерениях с компанией "Яндекс". В соглашении расписывается ответственность сторон. Согласно ему, вложения со стороны заведения не превышают $1 тыс. (компания оценивает услугу подключения к Интернету в $200-500, стоимость оборудования Wi-Fi - $100, ежемесячную оплату трафика - $100-160). Кроме того, ресторан или кафе должны разместить у себя рекламную информацию о "Яндекс.Wi-Fi". По неофициальным данным, со своей стороны "Яндекс" обещает размещение рекламы на сумму более $10 тыс. (правда в ближайшее время эта сумма скорей всего будет пересматриваться в сторону уменьшения, т.к. "Яндекс" начинает позиционировать себя как крупнейшую сеть хот-спотов в России). Финансовые условия участия рассчитаны исходя из среднего трафика не более 5 Гб в пересчете на одну точку.

До недавнего времени проект "Яндекс.Wi-Fi", который был запущен несколько месяцев назад, развивался только в Москве. Сейчас в нем участвует более 30 столичных ресторанов и кафе, среди партнеров - провайдеров, с которыми у "Яндекса" подписаны соглашения о льготных тарифах - "МТУ-Интел" ("Точка.ру"), "Голден Телеком", "Ринет", "АртКом", "Таском". "Яндекс" планирует увеличить количество точек до ста в этом году, а в следующем получить еще несколько сотен хот-спотов, в том числе и в регионах. "Проект "Яндекс.WiFi" не ограничен Москвой. Он ограничен, как и "Яндекс", русскоязычным пространством. Наше медленное продвижение в регионах связано с активно растущими московскими проектами", - сообщил Никита Корзун.

Существующие игроки положительно оценили новую Wi-Fi-инициативу в Петербурге. "Появление нового известного игрока будет способствовать большей популяризации данной технологии, что на руку всем игрокам рынка", - сообщил руководитель проекта Wi-Fi компании "ПетерСтар" Денис Норкин. Однако, как отметил представитель одного из петербургских операторов, его смущают цены, указанные в стандартном предложении "Яндекс.Wi-Fi": "Выигрыш на рынке могут получить те, кто обеспечит полноценный Wi-Fi доступ, включая скорость не менее 10 Мбит/с. В таких проектах качество очень сильно привязано к цене". Средняя стоимость организации качественного хот-спота была оценена им в сумму $1,5-2 тыс.

Как рассказали в арт-дирекции "Ред Клаба", публичная сеть Wi-Fi появилась здесь довольно необычным образом. Она была организована на базе существующей корпоративной сети заведения, которая в свое время создавалась на основе беспроводных технологий (здесь используется оборудование D-Link). После некоторого размышления руководство клуба решило организовать беспроводные услуги для посетителей, таким образом, лишившись своей ЛВС. "Клуб - проект не коммерческий, поэтому мы с легкостью пошли на дополнительные траты, тем более что эта услуга интересовала часть наших посетителей", - сообщили корреспонденту spbIT.ru в "Ред Клабе". Поставщиком внешних услуг связи здесь выступает компания "ЛАНК Телеком".

В ближайшее время список игроков на петербургском рынке Wi-Fi услуг может пополниться еще несколькими серьезными игроками. В частности, к этому рынку присматривается "Вэб Плас". Как сообщили в пресс-службе этого оператора, компания запустила несколько точек доступа Wi-Fi в тестовом режиме. Кроме того, хот-споты в Петербурге намерена установить и компания "МедиаСети" (Unitline). Это московский проект создан для развития в России беспроводных сетей городского уровня WiMAX. Недавно эта компания установила несколько базовых станций в Петербурге. Напомним, что проект WiMAX, который развивает одноименный мировой консорциум, подразумевает разработку технологии широкополосной передачи данных (несколько десятков мегабит в секунду) на больших расстояниях. Однако финальная спецификация этого стандарта еще не принята. Как сообщил директор по развитию компании "МедиаСети" Александр Григорьев, ее петербургская широкополосная сеть на частотах 5,9-6,4 ГГц построена на так называемом пре-стандартном оборудовании WiMAX. "По сути, ее можно рассматривать лишь как опорную сеть для будущих WiMAX и Wi-Fi-сот", - сообщил он.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Оборудование