Миллионы абонентов. Нашей эры

Череда юбилейных подключений Петербурга продолжается. После того, как недавно о 3-хмиллионном абоненте на Северо-Западе сообщили МТС, вчера, 27 декабря, Северо-Западный филиал ОАО "МегаФон" объявил, что его клиентская база перевалила за 4 млн человек. На очереди - "Би Лайн GSM", который в ближайшее время объявит о получении миллионного подписчика в Петербурге.

О том, что петербургские сотовые операторы будут праздновать своих юбилейных абонентов стало понятно еще по итогам подключений октября и ноября. В частности, по данным AC&M Consulting, в Петербурге на конец ноября насчитывалось 5,313 млн млн абонентов, из них "МегаФон" обслуживал 44,8% (около 2,38 млн подписчиков в городе, и более 3,9 млн в регионе), МТС - 31,8% (около 1,68 млн и 2,9 млн соответственно), "Би Лайн GSM" - 16% (около 850 тыс. и более 1млн). Первыми в этом ряду стали "Мобильные ТелеСистемы", которые сообщили о подключении 3-хмиллионного абонента (см. новость от 14 декабря 2004 г.), причем это событие совпало с другим юбилеем - трехлетием присутствия компании здесь (напомним, что этот оператор начал предоставлять свои услуги здесь 11 декабря 2001 года). Вторым же юбиляром стал "МегаФон". Как сообщили в пресс-службе этой компании, по состоянию на 27 декабря количество абонентов сети "МегаФон Северо-Запад" составило 4020363 человека. В ближайшее время о подключении миллионного абонента в Петербурге может сообщить местный филиал ОАО "Би Лайн GSM", в частности, как предположили в отделе маркетинга этой компании, это может случиться до наступления Нового года.

"МегаФон" является одним из старейших игроков Петербурга, который стартовал здесь в конце 1994 года, тогда еще в форме ЗАО "Северо-Западный GSM". В дальнейшем, на его основе был создан национальный оператор ОАО "МегаФон" - "Северо-Западный GSM" стал его единственным филиалом, в других регионах страны компания действует через дочерние общества. При этом Северо-Западный филиал "МегаФона" до сих пор является самым крупным в сети этой сотовой компании - на него приходится около 30% ее абонентской базы.

"Северо-Западный GSM" долгое время был фактически монополистом на рынке сотовой связи Петербурга, так как конкуренцию ему составляли операторы, работающие в аналоговых стандартах - "Дельта Телеком" и FORA Communications. К моменту появления своего первого GSM-конкурента - ОАО "Мобильные ТелеСистемы" в конце 2001 года, петербургская компания набрала 500 тыс. абонентов. При этом, значительную часть - около 100 тыс. - "Северо-Западный GSM" смог получить в считанные месяцы до прихода нового игрока, после того как летом 2001 года запустил ряд маркетинговых инициатив, рассчитанных на массовых абонентов, в частности, именно тогда появилась линейка "ЛАЙТ". Аналогичная картина складывалась и в регионе - там "Северо-Западный GSM" запускал сети, начиная с 1997 года, в то время, как МТС освоили его в 2002 году, а третий GSM-игрок, появившийся в Петербурге в апреле прошлого года - "Би Лайн GSM", завершил покрытие Северо-Запада к сентябрю этого года. Поэтому сейчас доля "МегаФона" за пределами Петербурга и Ленобласти превышает 50%, хотя есть несколько исключений - Республика Коми, Псков, где лидируют МТС, и Калининград, где большую часть рынка держит "Би Лайн GSM" (это объясняется тем, что в этих регионах данные операторы исторически работают дольше "МегаФона"). Тем не менее, в течение лета "МегаФон" сделал ряд объявлений о достижении рекордных отметок в регионе. Так, в Великом Новгороде количество подписчиков оператора превысило 100 тыс., в Мурманске - 200 тыс., Архангельске - 300 тыс.

Своего предыдущего юбилейного абонента компания получила в конце мая текущего года, когда к сети "МегаФон Северо-Запад" подключился 3-х миллионный абонент. В течение лета оператор увеличил  абонентскую базу более чем на 15% - до 3,5 миллионов, всего за прошедший год абонентская база сети увеличилась на 60%.

Такие показатели компания связывает со своей активной маркетинговой позицией, что диктовалось все более обостряющейся конкуренцией на рынке - напомним, что сейчас уровень проникновения сотовой связи в Петербурге превышает 80%. Среди наиболее громких акций оператора в этом году - запуск тарифного плана "Эффект.ru" для региональных абонентов, введение услуг "Городской фаворит" и "Семья" в Петербурге и регионах, введение тарифного плана "Extra.Лайт", расширение линейки корпоративных тарифов. Из последних мероприятий-  запуск тарифного плана с городскими номерами "Контакт.spb" для абонентов в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Также компания отметилась в сегменте безлимитных тарифов, уменьшив абонплату на тарифном плане "Люкс" до $100 (без учета НДС) для абонентов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Что касается дополнительных услуг, то за минувший год компания внедрила около 100 новых дополнительных услуг, доведя их количество до 200. Как прокомментировал директор департамента новых технологий и услуг Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Денис Ночевнов, сейчас индекс инновационности (уровень дохода от допуслуг в общем обороте компании) у оператора составляет 16%, в то время как в прошлом году эта отметка не дотягивала и до 10%. Среди главных событий в этом направлении Денис Ночевнов отметил запуск технологии беспроводного доступа в Интернет Wi-Fi (сейчас у оператора организовано три собственных хот-спота, плюс еще 7 точек работают совместно с компанией "Квантум"). Кроме того, из других инноваций - запуск Java-чата, услуги автоматической настройки телефонов для работы с GPRS и WAP,  а также "SIM-Меню" по всему Северо-Западу, причем с географической привязкой.

Среди других событий оператора - запуск единой карты оплаты по всему Северо-Западу, полное покрытие метрополитена, расширение территории внутрисетевого роуминга для абонентов линейки "Лайт" и открытие международного роуминга для них на базе технологии CAMEL, запуск программы лояльности "Абоненты МегаФон на особом положении".

Кроме того, как сообщил коммерческий директор Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Николай Деменчук, у компании происходили и изменения в ее структуре. В частности, здесь появилась новая служба - департамент продаж, который отвечает за работу с дилерами и корпоративными клиентами (сейчас дилеры обеспечивают до 90% подключений оператора). Сейчас в Петербурге и Ленинградской области у компании насчитывается более 80 партнеров, всего же торговая сеть насчитывает около 1,2 тыс. торговых точек. В областях Северо-Запада "МегаФон" имеет соглашения примерно с 70 дилерами, которые в общей сложности располагают более 800 салонами связи.

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг