«Инфотранс-2005»: цифровая железная дорога

На прошлой неделе в Петербурге прошла конференция «Инфотранс-2005». Лейтмотивом конференции стала автоматизация деятельности ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В рамках мероприятия было прослушано более 140 докладов о различных продуктах, используемых в компании, включая АСУ, документооборот, системах взаимодействия с клиентами и электронному обеспечению работы ОАО РЖД.

«Инфотранс-2005» стал десятой по счету конференцией, посвященной информационным технологиям, используемым на железной дороге. Первое мероприятие было проведено в 1996 году. В ходе той конференции были приняты первые директивы систематизированного подхода к автоматизации процессов в Министерстве путей сообщения (МПС, впоследствии ОАО "РЖД"). Идея организации выставки в свое время была сгенерирована в Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения.

Целью конференции является поиск перспективных решений в развитии информационных систем, улучшающих динамику и эффективность технологических и управленческих процессов отрасли. Основными темами обсуждения на конференции в этом году стали новые информационные технологии и управляющие системы. Помимо этого, на мероприятии обсуждались вопросы, связанные с использованием телекоммуникаций, информационной безопасностью и образовательными программами. В частности, освещались возможности и перспективы организации связи между различными видами транспорта. Так, на примере Октябрьской железной дороги были показаны возможности взаимодействия отрасли с морскими терминалами, а именно между погрузочными терминалами двух отраслей. 100 % локомотивного и 85 % вагонного парка ОАО "РЖД" на сегодняшний день оборудовано устройствами идентификации, которые позволяют отслеживать передвижение состава по пути следования. Это удобно как заказчикам транспортных услуг, так и ОАО «РЖД». Основой для работы устройств стали системы радио и GPS. В следующем году планируется завершить оснащение подвижного состава данными системами.

На открытии «Инфотранс-2005» вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов огласил ближайшие планы по внедрению автоматизированных систем в отрасли. Сейчас в компании ведется ряд проектов по разработке и внедрению нескольких систем, в частности, автоматизируются центр дорожного управления, центр управления покупкой-продажей электроэнергии. Кроме того, компания планирует совершить перевод системы продаж билетов для частных лиц на единый комплекс «Экспресс-3». Кроме того, ведется разработка специализированного программного обеспечения «Грузовой Экспресс». Один из самых масштабных проектов, который охватывает практически все основные сферы деятельности предприятия, – внедрение ERP-системы SAP, которая объединит более 20 тыс. рабочих мест. В рамках этого проекта на основе возможностей SAP планируется наладить управление хозяйственной деятельностью РЖД и управление логистикой.

Еще одно направление развития – разработка системы внутреннего ИТ-обучения. Сейчас в ОАО «РЖД» разрабатывается централизованная система дистанционного обучения ИТ-специалистов на местах. В течение прошлого года было реализовано 6 учебных программ. В этом году планируется довести количество образовательных программ до 17, а количество обучаемых специалистов - до 1 тыс. человек. Данная система обучения построена на программном обеспечении IBM.

В конференции приняло участие около 25 сторонних разработчиков программных продуктов и поставщиков оборудования. В том числе такие известные представители отрасли, как «Техносерв», «КРОК», Digital Design, «Микротест», SAP, IBM, Microsoft и другие.

«Наше сотрудничество с ОАО «РЖД» длится уже в течение 10 лет. Изначально мы работали с различными подразделениями МПС, но после принятия единой стратегии технологического обеспечения отрасли в 1998 году начали сотрудничать со всеми подразделениями РЖД. На сегодняшний день основными направлениями нашей работы с ОАО «РЖД» являются системы передачи данных. В частности, сейчас мы реализуем проект по внедрению систем видеоконференцсвязи между руководящим звеном различных подразделений РЖД. Относительно нашей работы на Северо-Западе могу сказать, что все запросы на инновации приходят к нам из компании-заказчика, а из ОЖД такие запросы поступают наиболее часто. Реализованные здесь решения зачастую внедряются и в остальных подразделениях РЖД», - сообщил директор департамента технического маркетинга и поддержки продаж компании «Микротест» Константин Анисимов.

Компания «КРОК», интегратор в области ИТ-решений, в настоящее время работает с РЖД по нескольким направлениям – это комплексные решения по передаче данных и голоса, системы конференцсвязи, решения и услуги по защите информации. «Сегодня в «РЖД» существует тенденция модернизации PDM-сетей и IP-сетей. Это достаточно выгодно с точки зрения экономии и удобно для пользователей. У РЖД определенные и четкие требования, а мы знаем, как их реализовать. Наша совместная работа отражается на качестве обслуживания пассажиров и грузоперевозок. С помощью «КРОК» РЖД открывает дополнительные сервисы, такие как видеотелефония, видеоконференцсвязь», - рассказал менеджер по проектам компании «КРОК» Владимир Блинов. Пока проекты, которые ведет эта компания, внедряются на Московской железной дороге. По результатам пилотного тестирования будет решаться вопрос об их применении на Октябрьской железной дороге.

Петербургская компания Amtel представляла на конференции ПО Vital Suite компании Lucent – решение для мониторинга производительности сетевого оборудования и приложений. По словам ведущего инженера технического отдела Amtel Аркадия Мартынова, это новый продукт на российском рынке. В настоящее время идет ознакомительная эксплуатация продукта на ИВЦ «ОЖД», в одном из вычислительных центров отделения в городе Бологое. В течение месяца здесь с помощью ПО Vital Suite тестируется быстродействие сети и приложений. По окончании тестирования возможна закупка нового ПО Октябрьской железной дорогой. Стоимость продукта будет зависеть от масштабов внедрения.

Еще один участник выставки, компания "Техносерв А/С", сотрудничает с РЖД в области ИТ уже больше 10 лет. За эти годы специалистами компании были реализованы десятки проектов по модернизации вычислительных центров железных дорог, улучшению качества управления активами, автоматизации управления перевозочным процессом. По заказам различных организаций ОАО «РЖД» (ГВЦ ОАО «РЖД», ВНИИУП, 17 ИВЦ дорог) "Техносерв А/С" выполнила проектирование системы поддержки принятия решений и ситуационного центра, разработку и создание вычислительной инфраструктуры хранилищ данных на базе программных продуктов SAS и Oracle, разработку и внедрение информационно-справочных систем с доступом средствами Internet/Intranet, создание единой системы управления вычислительными ресурсами железных дорог на базе продуктов СА Unicenter. Также осуществлена серия проектов модернизации программно-технического комплекса ГВЦ ОАО «РЖД», ведется внедрение единой корпоративной автоматизированной системы управления финансами и ресурсами (ЕК АСУФР) ОАО «РЖД» – отраслевой ERP-системы, охватывающей всю инфраструктуру российских железных дорог.

На выставке присутствовала также компания Redcenter - один из ведущих столичных учебных центров, где повышают уровень знаний специалисты всех филиалов РЖД. «Традиционные направления сотрудничества с ОАО «РЖД» – обучение по «тяжелым» решениям, например, оборудованию Sun, а также сетевое оборудование Cisco Systems», - рассказал руководитель отдела перспективного развития Redcenter Владимир Берлизов. В планах центра – разработка серии курсов по ИТ-безопасности. В Петербурге партнером Redcenter является учебный центр Big One. В ближайшем будущем Redcenter предполагает заключить еще два партнерских соглашения по направлению Cisco с петербургскими учебными центрами.

Специально для демонстрации своей деятельности в области ИТ у ОАО «РЖД» был организован павильон, где посетители могли просмотреть посвященные проектам презентации и получить буклеты. В том числе был представлен ряд автоматизированных систем - контроля и анализа выполнения оперативным персоналом станций правил безопасности движения и охраны труда, управления покупкой и потреблением электроэнергии, ведения актов комиссионных месячных осмотров станций и контроля за устранением выявленных неисправностей, планомерного учета, контроля, дислокации, анализа использования и регулирования вагонными парками. По словам заместителя начальника пресс-службы ОЖД Владимира Земенцкого, большое количество внедренных АИС объясняется тем, что в программе стратегического развития отрасли до 2010 года внедрение информационных технологий названо в числе приоритетных направлений. Например, у Октябрьской железной дороги только за 2005 год реализованы три крупных проекта в сфере ИТ. Это ввод в эксплуатацию ЕК АСУФР, инвестиции в который составили более 80 млн рублей (см. выпуск новостей от 9 августа 2005 г. ), эксплуатация новой услуги для пассажиров – прием и оформление заказов на железнодорожные билеты через специальный сайт express.orw.ru, а также переход на информационную систему управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3», который завершится к концу 2005 года.

Автор: Анна Тумакова, Виктор Логинов.

Тематики: Фиксированная связь, Интеграция, Оборудование, ПО

Ключевые слова: