Дорога на QNX

Петербургская компания SWD Software, основным бизнесом которой является поставка решений на базе ОС QNX, провела презентацию, посвященную использованию этой системы на железнодорожном транспорте. Она была организована по мотивам конференции «Инфотранс», которая прошла в северной столице в начале этого месяца.

SWD Software Ltd. является официальным дистрибьютором компании QNX Software Systems на территории России и стран бывшего СССР. Спектр предоставляемых SWD Software решений основан на встраиваемой ОС жесткого реального времени QNX. Основные направления деятельности SWD Software - поставки программных и аппаратных средств, оказание услуг технической поддержки, консалтинга, сертифицированного обучения и заказных разработок. Основная цель компании - обеспечить разработчиков встраиваемых приложений, систем реального времени и интеллектуальных устройств надежной программно-аппаратной платформой и эффективным инструментарием для создания специализированных вычислительных систем любой сложности.

Операционная система реального времени (ОРСВ) QNX Neutrino – это многозадачная встраиваемая операционная система жесткого реального времени. Сейчас она является одной из лидирующих таких ОС на мировом рынке и используется в самых различных отраслях, включая промышленную автоматизацию, энергетику, телекоммуникации, медицинское приборостроение, бортовые системы и военные приложения.

Одной из ключевых сфер применения QNX Neutrino являются вычислительные системы на транспорте, в том числе и решения для железной дороги. Как отметил руководитель отдела развития SWD Software Андрей Николаев, если говорить о мировом опыте, то QNX используется в подземных и наземных железных дорогах, и основные сферы ее применения – управление системой контроля прохода пассажиров, а также мониторинг безопасности станций и мониторинг исправности узлов подвижного состава. Среди стран, выбравших для своих железных дорог платформу QNX, можно назвать Мексику, Таиланд, Гонконг, Сингапур, Малайзию, Тайвань, Китай, Румынию, Канаду, также на основе QNX построено управление скоростными железными дорогами Европейского союза.

Данная ОС используется и в российских железных дорогах. В частности, на Октябрьской и Московской железных дорогах на основе платформы QNX реализовано управление движения поездов. Кроме того, система используется также в петербургском метрополитене.

На железных дорогах России внедрение ОСРВ QNX началось в 1997 году, когда один из партнеров SWD Software – петербургская компания МГП «ИМСАТ» - поставила решение, включая и аппаратную часть, для организации управления движением на Октябрьской железной дороге. Эта компания была создана в 1991 году группой единомышленников - преподавателей Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (сейчас – Петербургский государственный университет путей сообщения). Основная деятельность компании связана с автоматизацией систем управления и документооборота. Среди базовых целей, которые были поставлены при реализации проекта на ОЖД, – гарантия сокращения затрат на технологический процесс и оптимизация времени на обработку статистической информации. Также «ИМСАТ» выполнял такие проекты, как система «ГРИС», которая является основой для программ автоматизированного проектирования графиков движения на метрополитене, а также для наземного и магистрального транспорта. «ИМСАТ» является поставщиком комплексного программно-аппаратного решения, на основе которого строятся проекты по повышению качества работы железной дороги. Еще один проект компании, связанный с транспортной сферой, – разработка системы автоматизированного проектирования систем электрической централизации на станциях и автоблокировки на перегонах, включая автоматизированное рабочее место проектировщика. Партнером SWD Software «ИМСАТ» является с 1993 года.

Сейчас около десяти станций и перегонов на Октябрьской и Московской железных дорогах снабжены автоматизированной системой диспетчерского контроля на базе QNX. Система предназначена для воссоздания поездной обстановки на станции на рабочем месте маневрового диспетчера – QNX получает с датчиков данные о состоянии узлов железной дороги и передает их на диспетчерский пульт в режиме реального времени. К примеру, при движении состава диспетчер на экране видит его реальное месторасположение, скорость и другие параметры. После этого информация может быть передана любому другому заинтересованному пользователю, например, сменному инженеру дистанции, в обязанности которого входит регистрация отказов устройств и организация работы по их устранению. Кроме этого система позволяет фиксировать различные технологические ситуации на станции, например, прибытие составов, их роспуск, простой, накопление вагонов на путях сортировочных парков и представлять ее в удобной для диспетчера форме таблиц и диаграмм. Для этой цели используются не только данные о состоянии станционных устройств, но и сообщения из информационно-вычислительного центра ОЖД, получаемые по каналам связи. Также, помимо получения информации в режиме реального времени, диспетчер может давать ручные команды через свой пульт, например, в случае необходимости дать команду перевода стрелок.

Проект в петербургском метрополитене – система «Движение» - стартовал в 1998 году. На этот раз исполнителем проекта стал НИИ «Точной механики» (до момента реструктуризации в 1992 году он работал в интересах ВПК и специализировался на разработке датчиков и прикладных системам управления). В «подземке» QNX обеспечивает безопасное управление движением, регулируя интервалы следования поездов – ранее здесь использовалось большое количество электромеханических реле, сейчас все необходимое оборудование размещается в двух стандартных стойках. Кроме этого на QNX построена автоматизированная обучающая система для повышения квалификации работников дистанции сигнализации и связи, обеспечивается информационная безопасность систем ЖАТ (железнодорожная автоматика и телемеханика), производится диагностика напольного оборудования и решаются многие другие задачи.

Резюмируя, Андрей Николаев отметил, что система QNX может применяться в любых задачах, где требуется оперативный учет, обработка и отображение информации. В частности, на базе этой ОС существует множество реализаций «информационных киосков», через которые пассажиры могут получать оперативную информацию о расписании движения поездов, бронировать билеты, работать в Интернете и т. д. Возможен учет пассажиров, находящихся в настоящий момент на стации, в частности, опыт подобных решений существует в других странах. Правда, в России планы по реализации упомянутых задач пока официально не афишировались.

Среди планируемых партнерами SWD Software разработок на базе ОСРВ QNX для транспортной отрасли можно назвать: бортовые компьютеры для продукции ГАЗ, продолжение проекта разработки систем управления для автономных подводных аппаратов Института проблем морских технологий и др.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, ПО