Последние ИТ-разработки в сфере железнодорожного транспорта. «Инфотранс», день первый

В конце прошлой недели, 8 октября 2009 года, в Санкт-Петербурге прошёл первый день 14-й международной научно-практической конференции «Информационные технологии на железнодорожном транспорте – Инфотранс 2009». Основной целью мероприятия было обсуждение актуальных работ и предложений в области создания и эксплуатации телекоммуникационной и информационной среды. Ведущими темами конференции были заявлены передовые методы и технологии эксплуатации и развития инфраструктуры информатизации, проблемы обеспечения информационной безопасности на железнодорожном транспорте, подготовка и переподготовка персонала для ОАО «РЖД» в области ИТ, проблемы обеспечения качества разработки программного обеспечения для ОАО «РЖД» и многое другое.

Организаторами мероприятия стали ОАО «РЖД», Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения и компания Digital Design. На конференцию были приглашены представители ОАО «РЖД», Министерства транспорта РФ, ведущие проектные и научно-исследовательские транспортные организации РФ и стран СНГ, руководители и специалисты транспортных организаций, ответственные за внедрение и эксплуатацию информационных технологических систем и систем связи, учёные и преподаватели транспортных вузов и другие специалисты, работа которых связана с внедрением ИТ в транспортной сфере. В рамках мероприятия проводились пленарные и секционные выступления представителей различных организаций, стендовые сообщения, экспозиции и презентации фирм-спонсоров, а также встречи участников конференции с руководителями и ведущими специалистами отрасли.

В первый день конференции, 8 октября, состоялось несколько ключевых мероприятий: это пленарное и сессионное заседания, а также круглый стол на тему подготовки и переподготовки персонала для ОАО «РЖД» в области ИТ.

 

Председатели круглого стола
Председатели круглого стола


На торжественном открытии произносились слова благодарности организаторам, партнёрам мероприятия и всем, кто принимал участие в реализации этого проекта. Многие выступающие отметили тот факт, что 3 декабря 2009 года Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения празднует своё двухсотлетие. Проректор ПГУПС Валерий Сапожников сообщил, что университет входит в тройку самых значимых университетов России. Также г-н Сапожников выделил несколько основных моментов, касающихся роли ПГУПС в развитии нашей страны и города, – это формирование высшей технической школы в России, образование первых в России научных школ, создание транспортной инфраструктуры в нашей стране и формирование архитектурно-строительного облика Петербурга.

Затем заместитель главного инженера Октябрьской железной дороги Станислав Мешалкин в своём выступлении обратил внимание участников конференции на то, что информационные технологии являются сейчас одной из наиболее быстро развивающихся отраслей в области науки и техники. «Учитывая нынешнюю непрерывно возрастающую потребность в объективной информации, можно сказать, что ИТ стали одним из мощных рычагов управления бизнес-проектами», – подчеркнул г-н Мешалкин. Также выступающий отметил, что сфера ИТ одной из первых подверглась реформированию, к тому же, несмотря на кризис, формирование компаний и развитие ИТ не прекращалось. После вводных слов г-н Мешалкин вкратце ознакомил участников с новыми разработками Октябрьской железной дороги. Это, в первую очередь, комплекс «автодиспетчер» (на данный момент – только для скоростного рейса СПб – Москва), который позволит максимально автоматизировать процесс и обеспечить безопасный пропуск поездов и своевременное донесение нужной информации до пассажиров и сотрудников станций. «В ОАО «РЖД» информационные технологии являются реальным инструментом управления. ИТ стали базой, на основе которой выполняется любое управление на любом уровне», – подвёл итог своему выступлению Станислав Мешалкин.

После торжественной части открытия началось пленарное заседание, на котором выступали с докладами на темы перспектив и новых направлений работы ОАО «РЖД» сотрудники самых разных предприятий. Так, с докладом на тему реализации новых информационных технологий в условиях структурного реформирования ОАО «РЖД» выступил начальник ГВЦ ОАО «РЖД» Валерий Вишняков. Согласно предоставленным во время выступления сведениям, наиболее важным фактором, оказывающим влияние на развитие корпоративных информационных сетей, является высокая динамика изменений, которые происходят в технологическом и организационном обеспечении работы транспортного комплекса железнодорожных перевозок. Г-н Вишняков отметил, что «на сегодняшний день, помимо ставшего традиционным обучения ИТ-специалистов, стало проводиться обучение дежурных на станциях, кроме того, создаются центры дистанционного обучения – создана система открытого обучения, позволяющая осуществлять образование на всём протяжении профессиональной деятельности».

 

Многие вопросы участников вызывали оживлённые дискуссии - с учётом этого была озвучена идея создать список предложений к работе ОАО РЖД
Многие вопросы участников вызывали оживлённые дискуссии
с учётом этого была озвучена идея создать список предложений к работе ОАО РЖД


Директор по развитию бизнеса в транспортной отрасли компании IBM в России и странах СНГ Александр Чернов раскрыл широкую панораму разнообразных применений ИТ-технологий на транспорте, показал перспективы направления информатизации железных дорог. «Мы живём на разумной планете – окружающий мир становится всё более доступным, интегрированным и управляемым», – начал своё выступление г-н Чернов. По словам выступающего, нынешние мировые тенденции свидетельствуют о глобализации и интеграции, а следовательно, всё чётче прослеживаются взаимосвязи различных компонентов человеческой деятельности. «Транспортные средства являются основной коммуникационной инфраструктурой, которая обеспечивает человеческую деятельность. Железные дороги тесно интегрированы в мировую экономику и социальную сферу. Но сегодня железные дороги стоят перед глобальной проблемой – возросшие потребности в перевозках сталкиваются с загруженностью инфраструктуры, недостаточной эффективностью и структурными ограничениями. Поэтому в современных условиях интеллектуализация железных дорог становится насущной задачей», – рассказал Александр Чернов. В ходе выступления звучала также мысль, что интеллектуализация железных дорог – это технологически оснащённая интегрированная система, позволяющая улучшить операции и осуществить проактивное управление деятельностью. Кроме того, это центральное звено экосистемы, в которую входят различные транспортные операторы и их инфраструктура, интермодальные перевозки, клиенты и представительства власти. «Базовые принципы информатизации ОАО «РЖД» способствуют построению интеллектуальной среды», – подытожил г-н Чернов.

Последним на пленарном заседании выступил представитель компании «ТТК-Бизнес» Борис Кунин с докладом на тему электронного документооборота на транспорте. В данном выступлении рассказывалось о внедрённом в 2006 году механизме электронной цифровой подписи, а также преимуществах, которые она даёт, применимо к транспортным перевозкам. «Уже сегодня несколько тысяч пользователей внедрили ЭЦП и направляют в ОАО «РЖД» в электронном виде свои юридически значимые заявки на перевозку груза. Мы, обеспечивая работу Удостоверяющего центра, совместно с ЦФТО ОАО «РЖД» ставим перед собой задачу увеличить этот показатель в несколько раз», – заявил г-н Кунин. Помимо всего прочего, «ТТК-Бизнес» активно работает над решением проблем в области обеспечения юридически значимого документооборота между резидентами разных государств, создающих сквозные логистические цепочки.

Затем прошло секционное заседание на тему «Реализация и применение систем электронного документооборота». Представители различных компаний выступали с докладами, рассказывая о преимуществах и перспективах новых технологий и разработок. Так, представитель компании «Систематика» Владимир Боряев представил участникам заседания информацию о технологии RFID (англ. Radio Frequency IDentification, радиочастотная идентификация) – методе автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFID-метках. Г-н Боряев рассказывал о преимуществах и недостатках самых разных диапазонов данной метки, отчитался о ходе тестирования и видах проверочных испытаний. А сотрудники Московского государственного университета путей сообщения представили новую технологию разработки электронных курсов, введённую в их университете. Суть данной технологии включает в себя разделение функций автора и методиста, введение контроля на всех этапах создания курса и использование набора шаблонов при программной реализации. «Применение описанной технологии позволяет повысить качество электронных курсов, сократить сроки (от момента предоставления материала автором курса до момента его оценки качества и приёмки) до двух месяцев», – объяснили представители МИИТа.

Одновременно с секцией прошёл круглый стол, посвящённый проблемам подготовки и переподготовки персонала для ОАО «РЖД» в области ИТ. Основными темами этого заседания стали проблемы подготовки кадров для компании при переходе на двухуровневую систему подготовки ИТ-специалистов в вузах и расширение сферы применения технологий дистанционного обучения как инновационная стратегия сокращения затрат на подготовку и переподготовку персонала РЖД. Кроме того, к обсуждению была предложена тема развития малого молодёжного предпринимательства в вузах России.

Первой слово взяла заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Ольга Ильягуева. Прежде всего г-жа Ильягуева напомнила участникам круглого стола о том, что в конце августа этого года была утверждена новая кадровая политика компании, и сейчас в области персонала основной задачей становится переход от учёта в сферу управления персоналом. Кроме того, «необходимость вовлечения персонала в более эффективное, лояльное отношение к работе в компании» также была отмечена выступающей. По словам Ольги Ильягуевой, в последнее время по указанным направлениям весьма ощутимо была усилена подготовка. Также г-жа Ильягуева отметила, что связка «железная дорога – железнодорожные вузы» не должна теряться. «И в первую очередь мы говорим здесь о дополнительном образовании – создании корпоративного университета, в котором будет проводиться обучение именно железнодорожников. Необходим кадровый молодёжный резерв», – подчеркнула выступающая. Также было предложено унифицировать рабочие планы всех отраслевых вузов, создать профили для специалистов по ИТ. «Мы намереваемся поддерживать связь именно с отраслевыми вузами, работать над повышением уровня образования студентов отраслевых технологий», – подвела итог своего выступления г-жа Ильягуева.

А заместитель начальника Октябрьской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Владимир Одинцов посвятил своё выступление использованию системы дистанционного обучения. Согласно приведённым статистическим данным, данная система позволяет проводить обучение сотен тысяч человек в течение максимально короткого времени, а также собирать мгновенно в виртуальных классах всех участников обучения, не тратя времени и денег на сбор всех в каком-то определённом месте.

После этого слово взял заведующий кафедрой АСУ МИИТ, профессор Эдуард Лецкий с докладом «Анализ путей повышения профессионального уровня специалистов ОАО «РЖД» в современных условиях». Прежде всего, г-н Лецкий отметил ограниченность финансовых затрат на повышение квалификации и недостаток соответствия уровня подготовки ИТ-специалистов ОАО «РЖД». В числе основных задач выступающий отметил необходимость повышения эффективности затрат на обеспечение требуемого профессионального уровня персонала компании. «В компании РЖД следовало бы ввести процесс управления качеством, создать нормативную базу, стандартизировать технологии», – заметил Эдуард Лецкий.

 

Эдуард Лецкий, МИИТ
Эдуард Лецкий, МИИТ


Следом выступила начальник учебного центра ГВЦ ОАО «РЖД» Наталья Дудина с докладом «Вопросы развития технологий электронного обучения в ОАО «РЖД» на аппаратно-программной базе главного вычислительного центра». По словам выступающей, скорость изменений во внутренней и внешней среде компании, масштабность и сложность задач, стоящих перед ОАО «РЖД», требуют новых подходов к их решению. В связи с изменениями организационной структуры управления компанией предъявляются повышенные требования к знаниям, умениям и навыкам персонала в новых условиях. Г-жа Дудина отметила, что в настоящее время, в соответствии с нынешними потребностями и стоящими перед компанией задачами, развиваются новые направления дистанционного обучения с охватом большого контингента работников. Согласно приведённым в докладе подсчётам, это позволит повысить эффективность деятельности персонала, способствуя обеспечению безопасности движения поездов и перевозочного процесса.

В докладе заместителя главного инженера Октябрьской железной дороги Станислава Мешалкина «Развитие дорожной системы дистанционной технической учёбы для отраслевых служб Октябрьской железной дороги на базе ДЦДО ПГУПС, опыт, проблемы, направления развития» освещались основные перспективы и планы по развитию ДО (дистанционного обучения), а также связанные с этим вопросы и проблемы. Так, в числе наиболее перспективных и в то же время наименее развитых направлений применений технологий ДО было названо обучение работников массовых (рабочих) специальностей. Связано это с рядом сложностей в подготовке такого рода работников. Среди основных проблем Станислав Мешалкин перечислил необходимость обучения работников, зачастую значительно удалённых от учебного класса, сменный график работы, необходимость проводить опережающее обучение для работы с новым перспективным оборудованием, недостаточную квалификацию преподавательского состава, разрозненность и неоднородность учебного материала. По словам выступающего, на данный момент в числе всего прочего ведётся разработка видеофильмов, которые дают большую помощь в освоении материала. Завершая своё выступление, Станислав Мешалкин заявил, что подготовка кадров «должна проводиться не только в крупных городах, но и по всем предприятиям».

А вот представитель московского отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем Сергей Неизвестный в своём докладе поднимал вопрос создания коллективных компетенций. Согласно предоставленным г-ном Неизвестным цифрам и статистическим данным, значительные средства сегодня тратятся на то, чтобы повысить квалификацию сотрудников, и только в России на переподготовку выпускников вузов выделяется около 50 млрд рублей. В качестве возможного решения этой проблемы Сергей Неизвестный предложил создание системы внутреннего обмена опытом (СВО), которая будет иметь единый подход и единую методологию. «Необходимо объединить все компетенции хороших специалистов и на их основе создать единый подход», – подытожил г-н Неизвестный.

 

Представитель московского отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем Сергей Неизвестный
Представитель московского отраслевого центра разработки
и внедрения информационных систем Сергей Неизвестный


По итогам мероприятия было принято решение собрать список пожеланий и предложений к ОАО «РЖД» и передать его руководству до конца конференции. Желающих отметиться в данном списке оказалось достаточно много, кроме того, в вопросах участников и возникших затем дискуссиях прозвучало достаточно много интересных и перспективных идей, к которым руководство ОАО «РЖД» (в лице Николая Стеблянского и Ольги Ефимовой) обещало прислушаться.

Рубрики: Интеграция, Маркетинг

Ключевые слова: системная интеграция, конференция