В Петербурге рассказали о баркемпинге и будущем социальных сетей

На прошлой неделе Северную столицу посетила одна из ключевых персон в области баркемпинга (конференций в формате BarCamp), а также Open Web и OpenID – г-н Крисс Мессина (Kriss Messina, Сан-Франциско). Свое видение будущего баркемпинга и социальных сетей он изложил на выступлении в университете Информационных технологий механики и оптики (ИТМО).

На прошлой неделе в университете Информационных технологий механики и оптики (ИТМО) прошло мероприятие, посвящённое будущему социальных сетей. Поделиться мыслями и идеями о развитии социальных сетей был приглашён один из основателей формата конференций BarCamp, а также пропагандист мероприятий OpenWeb и создатель проекта OpenID Крисс Мессина.

Напомним, что BarCamp – это формат конференции, на которой любой желающий может подготовить свой доклад и представить его аудитории (подробнее о формате – см. новость рубрики «Маркетинг» от 23 июня 2009 г.). Первая конференция в формате баркемпа была организована Криссом Мессиной в 2005 году. Также им создано всемирное сообщество BarCamp. Г-н Мессина является одним из основателей компании Citizen Agency и членом правления международных организаций OpenID и Open Web Foundation, «адвокатом» open-source и активным пропагандистом микроформатов oAuth, Mozilla Firefox, создателем браузера Flock. В 2005 году в журнале San Francisco Chronicle Крисс Мессина был назван одним из самых известных «цифровых идеалистов», занимающихся популяризацией Web 2.0, а в 2008 году получил премию Google Open Source Award за свой вклад в развитие Firefox и Microformats.

Встреча в ИТМО проходила в формате лекции и затем дискуссионной панели, на которой участники мероприятия могли задать интересующие их вопросы. Большую часть аудитории составили студенты ИТМО, всего встреча собрала около 200 человек. После вступительной речи организатора мероприятия Виталия Власова аудиторию приветствовал представитель кафедры проектирования компьютерных систем университета ИТМО Сергей Арустамов. Г-н Арустамов рассказал о причинах своего содействия в организации встречи: «Когда я начал заниматься информационными технологиями, я не имел понятия о том, что такое OpenID и OpenWeb. Теперь я знаю, что OpenWeb связан не только с ИТ, но и имеет особое социальное значение».

Затем г-н Власов напомнил о первой петербургской конференции в формате баркемпа – Nevacamp 2009, проходившей в июне этого года (о мероприяии – см. новость рубрики «Маркетинг» от 29 июня 2009 г. и новость рубрики Web от 30 июня 2009 г.).

Следующим выступил Крисс Мессина с докладом Identity is a Platform («Личность – это платформа»). Выступающий показал аудитории свои персональные страницы в различных социальных сетях, таких как Facebook, Twitter, FriendFeed, обратив внимание зала на то, что, прежде всего, на страницах видны логотипы компаний. Затем была рассмотрена собственная веб-страница докладчика. «Это моя страница, и только я решаю, как хочу представить себя миру, поэтому единственный «логотип» на этой странице – я», – подчеркнул Крисс Мессина.

Далее г-н Мессина рассказал о мёртвых сетях, приведя в пример сеть Powence, и отметил самый большой недостаток нынешних социальных сетей – отсутствие связей в них и экспорта данных. Выступающий призвал аудиторию задуматься о том, что потеряет каждый пользователь, если исчезнет одна из популярных в России сетей: VKontakte.ru или Odnoklassniki.ru.  Ещё одним примером стала недавно закрытая сеть Yahoo!geocities. Следующим г-н Мессина спрогнозировал закрытие Storytlr – в декабре 2009 года. «В сети существует множество стартап-проектов, большая часть из которых заканчиваются неудачно. При этом данные, которые мы оставляем, являются очень важными «социальными объектами»: к каждой личной странице в социальной сети прикреплена информация о хобби, месте жительства, работе, учёбе и т. д. Экспорт должна иметь не только подобная информация, но и, к примеру, фотографии и данные их просмотров. Когда социальные сети закрываются, мы всё это теряем», – прокомментировал Крисс Мессина. Как пояснил докладчик, для сохранения таких данных используются «потоки действий», позволяющие понять, что происходило с различными социальными объектами, и показывают на их связи.

Далее гость рассказал о проекте OpenID, над которым сейчас идёт интенсивная работа. Идея заключается в том, чтобы иметь свой личный OpenID (уникальное имя), одинаковый во всех сетях. При этом должно стать возможным добавление контактов («друзей») и их данных из других социальных сетей и других сервисов без каких-либо дополнительных программ. К примеру, пользователи Facebook смогут добавить знакомых, зарегистрированных в Twitter или любой другой социальной сети. «Изначально сеть состояла из документов, теперь она состоит из людей, и OpenID – это «ключ», которым можно открыть любую «дверь» на любом аккаунте», – пояснил г-н Мессина. Яркий пример использования технологии OpenID – использующиеся в Эстонии помимо паспорта карточки с уникальным ID-номером, являющиеся первичным удостоверением личности, действительным в пределах Эстонии. Карта хранит полное имя владельца, пол, национальный идентификационный номер, криптографические ключи и сертификаты и используется во многих государственных и электронных сервисах Эстонии (например, в банках или при интернет-голосовании).

Докладчик рассказал о том, что создатели ресурса Facebook сейчас активно пытаются использовать это «изобретение», создавая Facebook Connect. Г-н Мессина подчеркнул, что главное преимущество использования OpenID в том, что эта технология даёт нам возможность выбора сети, и показал интернет-ресурсы, в которых уже используется технология OpenID.

В заключительной части своей лекции г-н Мессина развил свою мысль о том, что личность становится основной платформой в сети. По словам докладчика, профили пользователей в сети становятся возможностью визуализировать себя и иногда влияют на людей в реальном мире. Основное преимущество социальных сетей в том, что они становятся тем лучше, чем больше людей их используют. В качестве примера был рассмотрен сервис Yelp для пользователей IPhone, который предоставляет рекомендации своим пользователям на основе информации, получаемой от других зарегистрировавшихся. При этом одной из основных проблем социальных сетей Крисс Мессина считает невозможность использования двух разных личностей в одном аккаунте (для разных ситуаций) и двух различных обновлений. Ещё одной из проблем является реализация экспорта данных, которая в настоящий момент не позволяет связать в одно целое всю используемую в сети информацию. «В дальнейшем я бы хотел иметь возможность делиться со своими друзьями своими идеями и планами вне зависимости от используемых нами сервисов», – заключил г-н Мессина.

Как рассказал Виталий Власов, в планах организаторов – проведение очередной BarCamp конференции в декабре 2009 года.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Маркетинг, Кадры, Web

Ключевые слова: виды маркетинга, конференция, социальные сети