Lenovo закрепляется в Петербурге

В Петербурге открылось представительство китайского производителя ПК Lenovo, который сейчас активно занимается продвижением направления ноутбуков, – напомним, что не так давно эта компания приобрела соответствующий бизнес IBM и стала обладать всеми правами на производство и продажу линейки ноутбуков ThinkPad. Местное представительство, которое будет отвечать за весь регион, возглавил Антон Петров, который до этого работал генеральным директором компании "Микробит" - одного из крупнейших игроков на петербургском розничном рынке мобильных ПК.

Компания Lenovo была основана в 1984 году, ее базовым костяком на первом этапе стали сотрудники Академии наук Китая. В 2003 году общая прибыль Lenovo составила $3 млрд, штат - 17 тыс. человек. В 2004 году китайский производитель купил подразделение персональных систем компании IBM, которое в том числе отвечало за разработку и производство ПК и ноутбуков (помимо линейки ThinkPad подразделение также отвечало за настольные компьютеры ThinkCentre и мониторы ThinkVision). При этом под крышу Lenovo перешел и весь коллектив отдела персональных систем IBM. В частности, в России представительство Lenovo появилось именно на базе переформированного подразделения IBM. Китайская компания планирует на российском рынке заниматься не только корпоративным, но и массовым сегментами. Для розничной продажи Lenovo уже запустило линейку ПК под собственным брендом, и эта продукция появится в петербургских магазинах уже в апреле этого года. Для работы на корпоративном рынке компания сохранила всю линейку продуктов серии Think.

После формирования московского офиса Lenovo компания приступила и к сети региональных представителей. В Петербурге на эту позицию был приглашен экс-гендиректор компании «Микробит» Антон Петров. Этот выбор не был случаен. Напомним, что «Микробит», основанный в 1993 году, в основном занимается продажей и обслуживанием мобильных компьютеров. В арсенале компании также оргтехника, офисные АТС, факсимильные аппараты, цифровые фото- и видеокамеры, большой выбор аксессуаров и различной компьютерной периферии. «Микробит» является официальным дистрибьютором и бизнес-партнером таких известных марок, как Toshiba, IBM, LG, Siemens, Voxtel, GE и других. С появлением на российском рынке ПК Lenovo «Микробит» стала партнером и для них.

Антон Петров пришел в «Микробит» в 1996 году, когда после окончания института он был назначен директором магазина. Затем он занял кресло исполнительного директора и с 2002 года - генерального директора компании «Микробит». По официальным данным, за время работы г-на Петрова на руководящих должностях в этой компании – с 1998 по 2006 год - объем продаж увеличился более чем в 10 раз, были организованы дилерский отдел и колл-центр, открыто несколько магазинов. Сейчас вакантную должность в «Микробите» занял бывший заместитель гендиректора Юрий Горчаков.

Свои представительства Lenovo имеет в Поволжье и на юге. В этом году планируется расширение сети в сибирских регионах России. Сейчас производитель выпускает в основном ноутбуки, также стали доступны в продаже настольные компьютеры. Кроме того, компания планирует вывести на российский рынок коммуникаторы собственного производства. Основной круг задач Антона Петрова будет связан с продвижением марки Lenovo на розничном рынке Петербурга и региона и увеличением объема продаж компании в целом. Что касается партнерской сети, то она, включая также сервисные центры, перешла по наследству от IBM – среди местных партнеров такие компании, как «Микробит», «Компьютер-центр Кей», BCC, «Ауровилль» и др. Пока представители компании воздерживаются от подробных комментариев, но, по данным spbIT.ru, в планах Lenovo стоит увеличение объема продаж на Северо-Западе в 2 раза за ближайший год. «Первый этап станет «пристрелочным»: нужно вывести бренд на рынок. Для нового игрока важно будет связать в головах потребителей традиционное качество компании IBM с компанией Lenovo», - прокомментировал один из наблюдателей рынка.

Напомним, что Lenovo выходит на достаточно конкурентный рынок – несмотря на то, что сегмент ноутбуков в России растет из года в год, на нем уже застолбили место основные игроки. Кроме того, что касается Петербурга, то здесь своя специфика – если по России в целом были популярны отечественные марки, включая свернувший свою деятельность iRu, то в северной столице первые позиции стабильно держат такие вендоры, как Acer, Asus, Samsung, LG. При этом данный рынок пополняется новыми игроками, - так, в прошлом году, здесь активизировался BenQ. Тем не менее, отечественные бренды не оставляли просто так петербургский рынок. В частности, Rover Computers открыл в 2004 году в северной столице фирменный центр (который стал у него вторым в стране после Москвы), совместивший в себе демо-зал, отдел по работе с корпоративными клиентами и сервисную площадку. Что касается IBM, то ее ноутбуки занимали доли процента рынка и были ориентированы в основном на корпоративный сегмент.

Как говорит директор по развитию компании "Цифры" (экс-"Компьютерная служба 320-80-80») Анатолий Григорьев, развитие рынка ноутбуков особенно оптимистично выглядит по сравнению с сегментом настольных решений. Несмотря на то что последних продается в несколько раз больше, чем ноутбуков, рост рынка настольных систем замедлился и составил 10 - 15 %, а рынок ноутбуков в целом по Петербургу растет на 30 % в год минимум. Напомним также, что в северной столице активными игроками в сегменте продаж ноутбуков являются в принципе те же компании, которые занимаются и продажами обычных ПК, и в первую очередь это розничные компьютерные сети. Как и в сегменте настольных систем, сейчас их активно догоняют сети бытовой электроники, которые за минувшие два года значительно укрепили свои позиции в компьютерной рознице. Кроме того, особенность этого рынка – на нем играют и узкопрофильные игроки, которые специализируются на мобильных решениях и цифровой технике, - это, в частности, «Микробит», «Диалектика», «Портативный мир». Несмотря на то что они располагают 1 - 2 торговыми точками, сбрасывать со счетов их не стоит, так, например, «Микробит» входит в пятерку лидеров в общем рейтинге продаж ноутбуков и, по оценкам основных конкурентов, приближается к ним вплотную в сегменте SMB. Ноутбуками торгуют и ряд местных специализированных интернет-магазинов, например, Digiport.ru («Цифровой портал»), Digihouse.ru («Цифровой дом»).

Поэтому оценки других игроков рынка о перспективах нового игрока разнятся. В частности, как отмечает директор по маркетингу компании «Компьютер-центр «Кей» Александр Хомяков, при учете того факта, что марка IBM в сегменте ноутбуков почти что никак не продавалась, многое будет зависеть от ценовой политики по ноутбукам от Lenovo – если она будет начинаться от $700, то не исключено, что товар будут покупать. «Все будет зависеть как от маркетинговой активности самой компании, так и от ценовой политики. На данный момент те цены, о которых я слышал, совершенно не интересны для розницы», - соглашается генеральный директор компании «Свега Плюс» Андрей Григорьев.

Рубрики: Рынок ПК, Маркетинг, Торговые сети, Кадры