МТС осталась на уровне

В III квартале 2011 г. ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) снизило чистую прибыль по US GAAP на 25% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года - с $483,5 млн до $362 млн. Как и у других операторов "большой тройки", прибыль упала из-за потерь от курсовых разниц. При этом на фоне конкурентов квартальные результаты МТС смотрятся удачнее: выручка повысилась на 13% до $3,274 млрд, а выручка от передачи данных (по сравнению с прошлым кварталом) выросла на 14%, в то время как у "ВымпелКома" и "МегаФона" - на 9% и 11% соответственно.

Для сравнения, чистая прибыль ОАО "МегаФон" в III квартале упала на 11% - с 14 млрд руб. до 12,5 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Чистая прибыль Vimpelcom Ltd. составила $104 млн, что в пять раз меньше показателя аналогичного периода прошлого года.

На основном рынке, в России, выручка МТС выросла на 10,8%, до 81,7 млрд руб. Рентабельность по OIBDA составила 44% против 45,3% годом ранее. Как объяснили в компании, основная причина сокращения чистой прибыли - неденежные потери от курсовых разниц в размере $191 млн. Доходы от услуг мобильной передачи данных в России выросли на 50%, до 6,6 млрд руб.

"Ожидалось, что выручка будет сильной, так как III квартал является лучшим в году благодаря роуминговым платежам. Однако показатели МТС даже побили прогнозы аналитиков, поскольку ранее МТС опубликовала данные по оттоку клиентов за III квартал. Если сравнивать МТС с другими представителями "большой тройки", то выручка компании оказалась примерно такой же, как у "ВымпелКома" и "МегаФона" при более высокой рентабельности. В III квартале МТС уменьшила маркетинговую активность, убрала из базы абонентов с низким ARPU, -  рассказала репортеру ComNews аналитик ИК "Атон" Ирина Скворцова. - Если сравнить по выручке от передачи данных, то у МТС она выросла на 14% (квартал к кварталу), в то время как у "ВымпелКома" и "МегаФона" - на 9% и 11% соответственно. Снижение чистой прибыли по сравнению с прошлым годом обусловлено колебанием курса доллара. На этом компания потеряла $190 млн, что укладывается в прогноз".

Выручка от мобильного бизнеса в РФ возросла на 12,6%, до 68,978 млрд руб. Доходы от фиксированного бизнеса увеличились на 9,5%, до 14,7 млрд руб. OIBDA в России увеличилась на 10%, до 36,9 млрд руб., рентабельность сократилась до 45,1% с 45,5%. Чистая прибыль МТС в РФ снизилась на 25,1%, до 9,6 млрд рублей. Показатель ARPU (среднемесячная выручка на абонента) увеличился на 7%, до 288 руб. с 269,4 руб. годом ранее. MOU (среднемесячный трафик) вырос до 272 минут с 244 минут.

"Выручка группы за квартал выросла на 13% в годовом исчислении - до $3,27 млрд. Мы добились внушительного квартального и годового роста благодаря повышению спроса на наши услуги на всех рынках присутствия. Выручка в России, включая продажи мобильных и фиксированных сервисов, а также продажи оборудования, выросла в годовом исчислении на 11% до 81,7 млрд руб., - отметил президент группы МТС Андрей Дубовсков. - В мобильном сегменте мы зафиксировали 13%-ный рост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года - до 69 млрд руб. - за счет высокого потребления голосовых услуг и сезонного повышенного спроса на роуминговые услуги".

По его словам, на рост повлияли сервисы передачи данных с помощью 3G-модемов и мобильных устройств, привлечение высокодоходных абонентов, продажи телефонов в розничной сети.

Аналитик ИК "Русс-Инвест" Мария Шишкина указывает на 13%-ный рост в мобильном сегменте (в рублевом эквиваленте) за счет высокого потребления голосовых услуг и сезонного спроса на роуминг. "Также из плюсов стоит отметить сокращение чистого долга на 3% до $5,66 млрд - на 31 декабря 2010 г. чистый долг составляя $5,89 млрд", - напоминает она.

За отчетный квартал компания увеличила капзатраты - в 1,77 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до $704,3 млн, таким образом объем капзатрат составил 21,5% от выручки МТС. Капзатраты в основном идут на сети 3G и развитие транспортных сетей.

"Сезонные факторы, такие как увеличение бизнес-активности и потребления роуминговых услуг, внесли свой вклад в этот рост, однако мы также наблюдаем улучшение бизнеса компании в целом за счет потребления передачи данных и дополнительных услуг. Продолжающаяся интеграция приобретенных компаний, сокращение расходов на привлечение абонентов за счет снижения продаж SIM-карт и связанной с этим дилерской комиссии, а также качественные подключения через нашу розничную сеть, расчет комиссии на основе разделения доходов и снижение общих и административных расходов нашей розничной сети - все это привело к росту в сегменте фиксированного бизнеса", - дополнил вице-президент МТС по финансам и инвестициям Алексей Корня.

"Среди негативных факторов - сокращение абонентской базы в России за девять месяцев 2011 г. на 1,3 млн абонентов до 70,1 млн. Общая мобильная абонентская база снизилась с 108 млн до 106,4 млн пользователей", - указывает Мария Шишкина.

Как ранее сообщал ComNews, компания "МегаФон" уронила чистую прибыль в III квартале на 11% - с 14 млрд руб. до 12,5 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Впрочем, итоги ОАО "МегаФон" оказались лучше, чем у конкурента - ОАО "ВымпелКом", отчитавшегося днем ранее. Чистая прибыль  Vimpelcom упала в пять раз и составила $104 млн. Выручка Vimpelcom увеличилась с $2,824 млрд до $6,093 млрд, EBITDA - с $1,358 млрд до $2,5 млрд. Рентабельность по EBITDA снизилась до 41,6% с 48,1%.

ДАРЬЯ ЛЮТЦАУ, ПАВЕЛ СКОКОВ

Тематики: Мобильная связь, Финансы

Ключевые слова: МТС