Поговорили о будущем веба. Второй HTML5 Camp «отстрелялся»

Вчера, 30 ноября 2011 года, в Петербурге прошло знаменательное событие для всех веб-разработчиков – вторая конференция HTML5 Camp под эгидой корпорации Microsoft. Как и год назад, речь на мероприятии шла о новых веб-стандартах, новых веяниях в развитии Интернета, вопросах безопасности и богатом инструментарии для всех тружеников веба. Конференция собрала более 600 участников и транслировалась в Интернете, собрав у экранов несколько тысяч онлайн-зрителей.

Конференция началась с выступления директора департамента стратегических технологий Microsoft в России Александра Ложечкина, рассказавшего о уже движущемся в прошлое противостоянии веб-приложений и традиционных приложений, работающих напрямую из ОС. Несомненная польза, которую приносят последние, в какой-то степени ставится под сомнение сопутствующими неудобствами – например, фрагментацией большого количества платформ и устройств. В вебе, впрочем, существует та же проблема – особенно из-за того, что многие пользователи ленятся устанавливать аутентичные обновления используемых приложений. С другой стороны, те же пользователи всегда будут требовать унифицированный «пользовательский Интернет». Сайты, по их запросам, должны одинаково удобно отображаться на любых платформах, вне зависимости от типа и версии используемого браузера, быть с отзывчивым дизайном и семантическими тегами для удобства поиска.

О том, что такое HTML5, было наглядно показано в нескольких демонстрациях, сопровождавших вступительный доклад. В одной из них был продемонстрирован сайт с комиксом по мотивам диснеевского фильма «Трон», причем в каждом окошке комикса можно было менять панораму изменением расстояния между нарисованными фигурами.

Еще в одной из демонстраций была показана «гибкая верстка», меняющаяся в зависимости от экрана устройства и ширины открытого окна, на котором в этот момент читается текст. Также было сказано о том, что в HTML5 возможности браузера расширяются настолько, что он начинает выполнять функции традиционного приложения, тем самым стирая границу с нативными приложениями.

«Наша основная стратегия – сделать веб-инструменты универсальными, – сказал Александр Ложечкин. – Пользователь ждет от мировой паутины абсолютной свободы и полной лояльности».

Вторым докладчиком стал президент компании Microsoft в России Николай Прянишников. Его рассказ был посвящен текущим ИТ-трендам, в числе которых были названы «облачные» вычисления, быстрый рост объема данных, социальные вычисления (Facebook, Skype, Twitter), появления приложений в браузере, огромное множество устройств и постоянное появление новых типов устройств (например, это цифровые дисплеи). Одним из ключевых трендов г-н Прянишников назвал «коннективити» (т. е. возможность подключения к Интернету всегда и отовсюду).

«У нашей компании есть действительно большие возможности для глобальных изменений в веб-мире, – сказал Николай Прянишников. – Однако почти во всех делах мы делаем особую ставку на наших партнеров».




Президент компании Microsoft в России Николай Прянишников



Г-н Прянишников рассказал, что Microsoft вкладывает миллионы долларов в «облака», а также поощряет и другие глобальные тренды, позволяющие наладить необходимую инфраструктуру для общего роста производительности труда (и догнать по этому показателю страны Европы и США). Также он обратился к присутствующим на конференции с пожеланием изучать технологии, предлагаемые Microsoft, и всегда обеспечивать обратную связь.

Следующий доклад был посвящен безопасности и приватности в сети на примере HTML5. Докладчиком выступил представитель Microsoft Research Бен Лившиц. По его словам, модель безопасности в HTML5 создается при непосредственном участии JavaScript, Flash и особенно сookies. А одной из самых распространенных проблем веб-безопасности является тот случай, когда в одном окне отображается информация от разных контент-провайдеров, у каждого из которых различная степень доверенности.

Как рассказал докладчик, веб-защита в HTML5 соблюдается при помощи атрибута sandbox, управляющим запуском «песочницей» вставки iFram’ов в рамках кода allow-scripts; allow-forms.

По словам г-на Лившица, приватность в онлайне зависит в первую очередь от трекинга, основанного на cookies, в том числе – UserID. На показанном докладчиком примере было видно, что передаваемый в сети текст cookie содержит информацию о номере кредитной карты и пин-кода для ее активации.

Напомним, что похожий механизм используется в таргетированной рекламе: на основе cookie и прочей оставленной пользователем информации в сети система анализирует его личные данные с целью предложения наиболее подходящего для потребителя товара.

Для решения проблемы с приватностью докладчик назвал четыре варианта: приватные режимы браузера, включение уклонения от трекинга на основе cookie, опцию новейших версий браузеров do not track или же использование т. н. списка tracking protection.

Впрочем, именно разумная и безопасная передача личных данных в Интернет способна создать новый, персонифицированный веб. Во главе угла здесь оказывается браузер, хранящий всю необходимую информацию о пользователе, о его интересах и личностных особенностях. Поэтому, как заявил докладчик, нужно не отгораживаться от мира, а активно взаимодействовать с вебом. Не забывая, конечно, о безопасности.

А о том, как правильно сделанный сайт должен вписываться в экраны мобильных устройств, рассказал представитель Opera Software, веб-евангелист Вадим Макеев, чей доклад назывался «Прокрустовы окна».

«Мобильный сайт сделать намного сложнее, чем десктопный, – заявил докладчик в начале выступления. – Бытующее мнение, что делать его легко, так как он сам по себе маленький, является ложным. Однако, планируя верстку, нужно помнить обо всем многообразии мобильных устройств, на которых этот сайт, возможно, будет просматриваться».




Веб-евангелист Вадим Макеев, компания Opera Software



Г-н Макеев раскритиковал укоренившуюся среди веб-разработчиков тенденцию делать сайты только под iPhone, а также напомнил, что так как раньше сайты делали для длины экрана в 320 пикселей (именно такой длиной экрана обладали первые модели iPhon'ов – против современных 640 пикселей), то на современных моделях таких устройств пришлось вводить увеличенные «ложные пиксели» для корректного воспроизведения таких сайтов.

Впрочем, для того, чтобы сайт было удобно просматривать даже на самом маленьком экране, по словам докладчика, нужно использовать HTML5-атрибуты width (показатель ширины просматриваемой страницы) и device width (показатель ширины мобильного устройства). Нужный эффект достигается совмещением этих атрибутов.

Г-н Макеев посоветовал, что при создании мобильной версии сайта необходимо соотносить его дизайн с экраном среднего по размерам устройства (208-240 пикселей в ширину), чтобы он мог без заметных искажений отображаться как на больших, так и на маленьких девайсах. Вообще, по словам докладчика, зарубежные веб-разработчики обладают солидными коллекциями мобильных устройств для того, чтобы попутно проверять работу создаваемого сайта на экране каждого из них. Для тех же, кто не собирается приобретать такую коллекцию, Вадим Макеев предложил эмулятор Opera Mobile, существующий для различных версий данного браузера.

«Сайт нужно разрабатывать не только под любимый девайс, но и под множество других с различными типами экранов», – резюмировал свой доклад г-н Макеев.

В следующем докладе эксперт по технологиям разработки ПО компании Microsoft Константин Кичинский показал спектр возможностей CSS3, весьма сильно отличающихся от предыдущих версий каскадных стилей, в первую очередь своим модульным построением (причем каждый модуль использует свои процессы, а всего их уже больше 20).




Эксперт по технологиям разработки ПО компании Microsoft Константин Кичинский



Г-н Кичинский на примерах показал функции разделения разметки по особым правилам, возросшие стилевые возможности. Одной из новинок CSS3 стало добавление модулей для углов, использующихся как для 2D- и 3D-анимации, так и для градиентов.

CSS3 предлагает увеличившееся количество оттенков цвета по сравнению с предыдущими версиями, также новая версия предусматривает создание сложных изображений путем накладывания простых друг на друга. Множественные фоны можно повторять, двигать относительно друг друга – и экономить место занимаемого пространства. К различным красивостям, доступным в CSS3, можно также отнести «игры» с рамкой для текста, комбинирование внутренних и внешних теней и накладывание разноцветных теней, которое с применением эффекта размытости создает эффект огня.

Весьма эффектным оказался доклад руководителя направлений веб-технологий Microsoft Russia Гайдара Магданурова. Присутствующие увидели эффектную асинхронную загрузку java-скриптов, показанную как лекарство от зависания браузера при загрузке громоздких страниц (атрибут script async). Также речь шла и об организации офлайн-работы, во время которой в веб-браузере создается отсоединенный клиент, позволяющий просматривать сохраненные в браузере страницы в моменты, когда подключение к Интернету недоступно (атрибут cache manifest; для его программного обновления используется метод апдейта appCache.update();).

Также была показана работа с кодами web workers, возможность свободно передвигаться в браузере вперед и назад без риска потери информации и без обращения к серверу (через стандарт history API), поддержка постоянного соединения с сервером в автоматическом режиме с помощью web sockets и взаимодействие с файлами, перенесенными в браузер методом drag&drop.




Руководитель направлений веб-технологий Microsoft Russia Гайдар Магдануров



По словам г-на Магданурова, резюмировавшего доклад, современные java-скрипты в HTML5 делают браузер похожим на десктоп-приложение с возможностью кэширования и сохранения локально всех результатов работы.

Доклад руководителя направления арендных решений фирмы «1С: Битрикс» Александра Демидова был посвящен опыту создания мобильных приложений на основе HTML5. Во-первых, было рассказано о BitrixOTP – инструменте для двухфакторной авторизации, включенной в модуль «проактивной защиты», генерирующей одноразовые пароли, созданном на основе платформы HTML5. Далее речь пошла о создании мобильных интернет-магазинов на базе «1С: Битрикс», также разработанной с помощью HTML5.

В докладе эксперта по технологиям разработки ПО компании Microsoft Владимира Колесникова прозвучала мысль, что браузеры еще не доросли до того, чтобы использовать весь функционал нативных платформ. И речь в докладе шла о создании мобильных приложений для Windows Phone 7 с использованием функционала HTML5.

Для разработки таких мобильных приложений используется Web Browser Control (на Windows Phone 7). Три его базовых возможности: загрузить HTML, вызвать хост и выполнить скрипт на странице.

В ходе выступления докладчик наглядно показал, как создавать приложения на Windows Phone 7 на примере эмуляционного приложения, а далее продемонстрировал создание приложения на примере таких фреймворков, как PhoneGap и jQuery. Про фреймворк Silverlight было сказано, что он является, по мнению г-на Колесникова, одним из самых удобных инструментов для разработки мобильных приложений.

В заключение доклада Владимир Колесников перечислил характеристики современного приложения: управляется жестами, может реализовывать быстрый поиск информации вокруг себя, быть живым и отзывчивым, а также быть интегрированным с его контактами и друзьями.

Докладчик назвал семь черт идеального приложения: хорошие отзывы; использование trial-версии; использование UI, Live Tiles и уведомлений; правильная цена; глобальность; повторение успехов.

Конференция закончилась викториной и раздачей памятных призов. Примечательно, что без подарков не ушел ни один из участников мероприятия.

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Маркетинг, ПО, Web

Ключевые слова: разработка веб сайтов, веб, создание сайтов