Рубрика CIO/член правления SPb CIO Club Алексей Максимачев: зачем компании сайт?

В рамках рубрики «CIO/Управление ИТ», которую редакция spbIT.ru реализует совместно c SPb CIO Club, мы представляем «Мнение CIO» – на этот раз члена правления петербургского клуба ИТ-директоров Алексея Максимачева. По его словам, хотя Интернет уже давно прочно вошел в жизнь бизнеса, проблемы доступности, простоты и полезности информации, размещаемой на сайтах компаний, остаются до сих пор нерешенными. Более того, вполне закономерно рождается вопрос о необходимости их самостоятельной разработки, ведь в условиях распространения «облачных» вычислений и модели SaaS (Software as a Service) вполне можно взять все необходимое в аренду у профессионалов. Причем сдача интернет-магазина в аренду – это лишь самая простая возможность…

Итак, рассказывает член правления петербургского клуба ИТ-директоров SPb CIO Club Алексей Максимачев. 

Давно прошли те времена, когда Интернет был чем-то недостижимым и непонятным. Практически у каждой компании и организации есть свой сайт. Поисковые машины, интернет-магазины, огромное количество порталов и сайтов заполнили сетевое пространство. Мы уже не думаем, где найти какую-либо информацию, и просто набираем то, что нам необходимо в строке «Яндекса» или Google. Мир изменился. Он стал более открытым. Сломаны границы между странами. Интернет настолько уменьшил расстояния, что мы уже не замечаем, что человек, которого мы только что видели в окне Skype, находится от нас в нескольких тысячах километров. Трудно найти компанию, у которой нет сайта или какого-либо представительства в сети Интернет. Но посмотрите на сайты наших компаний. Зачем мы их создаем, что мы хотим получить от нашего присутствия в сети? Далеко не во всех компаниях руководители ставили себе такой вопрос. Часто это дань моде. Сайт должен быть у любой компании. И вот армия менеджеров, дизайнеров, программистов снова пытается разобраться, что нужно очередному директору. И вместо того, чтобы услышать, какие задачи должен решать сайт, снова заполняются брифы, выбираются цвета, фотографии, пишутся тексты. За всей этой работой теряется главное – смысл. Давайте разберемся, нужен ли компании сайт, и если нужен, то зачем.

Ну, во-первых, конечно же, сайт – это лицо компании. Сайт давно стал мощным маркетинговым и PR-инструментом. Но, на мой взгляд, для того, чтобы сайт приносил реальную пользу, он должен быть инструментом продаж. Далеко не в любом бизнесе сайт может продавать. Не у каждого бизнеса аудитория сосредоточена в сети Интернет. Но все же большая часть компаний может получить клиента из всемирной паутины. Давно наступило время забыть о сайтах-визитках. Интернет предоставляет гораздо большие возможности, чем просто возможность рассказать, что на свете существует ваша компания. Интернет нельзя трактовать как большой рекламный буклет. Сеть – это место, где каждый пользователь, каждый посетитель вашего сайта ищет решение своего вопроса или проблемы. Структура сайта, структура информации должна быть удобна не вам, а вашему клиенту. И вообще, слишком часто встречается ошибка, когда автор сайта думает о себе, забывая о посетителях. Сравните сайт с универмагом. Представьте себе универмаг, который находится на двенадцатом этаже, работает полтора часа в сутки и, даже если покупатель находит этот магазин, внутри нет ничего, кроме продавцов, мрачно наблюдающих за клиентом, не желающих разговаривать с ним. К сожалению, такие универмаги в сети не редкость.

Конечно же, хороший сайт означает серьезную работу по его созданию, наполнению и поддержке. Более того, так как виртуальный мир меняется гораздо быстрее реального, вам необходимо менять свой сайт, добавлять на него новые возможности и отслеживать устаревшую информацию. Работа по созданию качественного сайта, скорее всего, будет означать довольно большие затраты. Готова ли компания потратить деньги и время на разработку? Нужен ли вашей компании сайт? Наверное, не всегда. Оставим в покое крупный бизнес, где практически всегда существует сайт, на создание которого вложены очень большие деньги. Ведь сайт – это еще и имидж вашей большой серьезной компании. При этом далеко не всегда эти вложения оправданы. Но для малого бизнеса сайт может быть непозволительной роскошью, и часто лучше вообще отсутствие, чем существование посредственного сайта. Малый бизнес сейчас в большинстве случаев не нуждается в сайте, ему нужно некое присутствие в Интернете.




Член правления петербургского клуба ИТ-директоров
SPb CIO Club Алексей Максимачев



Что нужно малому бизнесу от сети? Чаще всего ему нужен новый канал сбыта. Интернет должен быть еще одним каналом продаж. Но для реализации этого совсем не нужно создавать свой сайт. Вы же, чаще всего, не строите здание, чтобы открыть в нем магазин или офис. Вы берете помещение или целое здание в аренду. То же самое можно сделать в Интернете. В последнее время все вокруг говорят об «облаках» и «облачных» сервисах. В моду вошел термин SaaS (Software as a Service), то есть «программное обеспечение как услуга». Если вашему бизнесу, например, нужно повысить продажи каких-либо товаров, вы можете найти большое количество готовых интернет-магазинов, которые не нужно продумывать с нуля, создавать. Вместо этой долгой и кропотливой работы вы берете магазин в аренду. У вас нет больших расходов на покупку и разработку сайта, но есть небольшой ежемесячный платеж. Такой вариант идеально подходит стартующему бизнесу или бизнесу, развитие которого сложно прогнозировать. При этом, как правило, такой магазин уже обладает дополнительными услугами, такими как возможность оплаты покупок различными видами интернет-денег и банковскими картами или подключением сервисов различных служб доставки.

Интернет-магазин – это только один пример. В конце концов не только интернет-магазины сдаются в аренду в сети. Чем дальше, тем больше появляется сервисов для организации работы внутри компании. Сейчас совершенно не обязательно покупать серверы и программное обеспечение, чтобы внедрить, например, CRM-систему. Набор сервисов, представленных в сети, которые вам не нужно изобретать, продумывать и разрабатывать, огромен. Это и онлайн-консультации и CRM-системы, средства совместной работы и подачи налоговой и бухгалтерской отчетности, системы управления проектами и системы видеонаблюдения и контроля. Итак, посмотрим, какие же плюсы для бизнеса несет в себе готовый интернет-сервис, сдаваемый в аренду. Во-первых, у вас нет капитальных расходов при приобретении или разработки сайта или информационной системы. Но здесь следует быть осторожным. Может оказаться, что в долгосрочной перспективе общие затраты на аренду SaaS-приложения окажутся существенно выше. Но для малого и среднего бизнеса сервисы интересны тем, что нет дорогостоящего внедрения и нет затрат на ИТ-инфраструктуру. Проблемы нагрузки на оборудование и его устаревания тоже ложатся на плечи автора сервиса или вашего провайдера услуг. При этом бизнес приобретает сервис высокого профессионального уровня.

Еще одна особенность «облачного» приложения – скорость его работы. Так как провайдер услуги должен обеспечить работу тысячи своих клиентов, он заинтересован в быстрой работе приложения и в мощных серверах, на которых оно работает. Что касается надежности «облачных» приложений – это тоже преимущество SaaS-модели. Провайдер имеет сотни и тысячи клиентов, чей бизнес зависит от предоставляемых им сервисов и программного обеспечения. Провайдер очень заинтересован в том, чтобы сервис оказывался непрерывно, с должным качеством. Представьте себе, сколько потеряет провайдер, если сервис будет остановлен. Современность – еще одно мощное преимущество SaaS. Разработчик заинтересован предоставлять услугу с использованием самых современных технологий. Особенно если сервис связан с законодательством, бухгалтерской или налоговой отчетностью, провайдер не будет иметь возможности долго перестраивать программное обеспечение или настраивать новые формы в соответствии с недавно вступившими в силу законами или правилами. Клиенты не смогут ждать долгих изменений и перейдут либо на аналогичный сервис, либо на какое-либо другое традиционное решение. Провайдер вынужден вносить изменения быстро и соответствовать существующим правилам.

Что не отнимешь у SaaS – это минимум ограничений на клиентском рабочем месте. Обычно разработчик предоставляет решение, не зависимое от операционной системы клиентского рабочего места и установленного программного обеспечения. Главное, чтобы был браузер, желательно одной из последних версий. Вдобавок к этому часто предоставляются версии приложения для мобильных телефонов, наладонников, планшетов. Сила решения SaaS в том, что на стороне клиента используется минимум программного обеспечения. Кроме того, доступ к данным предоставляется через Интернет, т. е. из любой точки мира. Также ваши сотрудники получают доступ к своему рабочему месту через Интернет из любой точки мира. Тем самым обеспечивается мобильность. К сожалению, пока количество сервисов, представленных в русскоязычном сегменте сети Интернет, в десятки и сотни раз меньше, чем неадаптированных для нашей аудитории. Но их уже достаточно много, чтобы найти необходимые для вашего бизнеса.

Подводя итог, получаем следующее. Для стартующего или плохо поддающегося прогнозам бизнеса, несомненно, выгоднее оперативные вложения, чем капитальные, соответственно нет никакого смысла разрабатывать программное обеспечение или сайт самостоятельно. Проще воспользоваться готовыми интернет-сервисами, распространяемыми по модели SaaS. Но даже если вы создаете свой сайт, всегда необходимо помнить: то, что вы открыли для клиентов в интернет-пространстве, должно быть понятным, простым и полезным этому самому клиенту. Ориентироваться нужно только на него. В конце концов, представление вашего бизнеса в сети – это точно такой же, отнюдь не онлайновый бизнес, который строится по тем же законам, что и обычный земной бизнес.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интернет, Кадры, CIO/Управление ИТ

Ключевые слова: веб-сайт, онлайн, кадры, интернет-магазин, CIO, IT-директор, SPb CIO Club