«Рыбное место» высокой чёткости. «Дом.ру» собрал экспертов, чтобы обсудить HDTV

Пятый съезд медиаклуба «Рыбное место», организованный компанией «Дом.ру» (бренд «ЭР-Телеком»), прошёл в конце прошлой недели, с 6 по 9 июня 2013 года, в пригороде Санкт-Петербурга. Собравшиеся эксперты, а также журналисты и блогеры из различных регионов России обсудили текущее состояние и перспективы развития рынка платного телевидения, в частности, телевидения высокой чёткости – HDTV.

Съезд медиаклуба состоялся в Зеленогорске. Название встречи была сформулировано как «Северная столица в HD-формате». Директор филиала «Дом.ru» в Санкт-Петербурге Сергей Толстограев поприветствовал собравшихся. «Мы подготовили программу, рассказывающую о том, что есть сейчас в цифровом телевидении, и, конечно, о том, что будет», – сказал он.




Сергей Толстограев, директор филиала «Дом.ru» в Санкт-Петербурге



Впрочем, разговор начался совсем не с телевидения. Директор по развитию филиала «Дом.ru» в Санкт-Петербурге Илья Григорьев представил проект «Городской Wi-Fi», в рамках которого в Санкт-Петербурге создаются хот-споты с Wi-Fi свободного доступа (см., например, новость раздела «Дом.ру Wi-Fi» от 17 апреля 2013 г.). Общедоступная сеть Wi-Fi, по его словам, должна способствовать формированию комфортной городской среды: «Мы стараемся сделать жизнь граждан максимально комфортной, приблизить ее к тем стандартам, которые являются лучшими практиками в мире».




Директор по развитию филиала «Дом.ru» в Санкт-Петербурге Илья Григорьев



Он рассказал, что в перспективе компания хочет покрыть точками Wi-Fi порядка 80 % территории города. Впрочем, уже сейчас «Дом.ru» является лидером по количеству реализованных точек доступа в общественных местах в Санкт-Петербурге, их насчитывается около 240. Охвачены кафе, рестораны, магазины, торговые центры и др. Также работают площадки с бесплатным общедоступным Wi-Fi в ЦПКиО, Парке 300-летия Санкт-Петербурга, Александровском парке рядом с Петропавловской крепостью, на части Невского проспекта (от Дворцовой площади и до Казанского собора). В планах – Александровский сад, Измайловский сад, Южно-Приморский парк, Летний сад, площади Восстания, Искусств, Театральная, а также несколько садово-парковых комплексов. Кроме того, будут запущены отдельные локальные проекты в разных районах. Сейчас с администрацией города согласовывается список этих проектов, пока их насчитывается 13, к концу 2015 года их должно быть 27.

Также планируется оснастить бесплатным Wi-Fi школы, вузы, больницы, госучреждения. «Например, в ближайшее время мы будем подключать к Wi-Fi зону в здании управления МЧС. В ближайшие 2 – 3 года Санкт-Петербург превратится не только в культурную столицу России, но и в столицу открытого, доступного Wi-Fi», – обещает директор по развитию «Дом.ru».

Илья Григорьев привел некоторые общие сведения о положении компании на рынке города. В Санкт-Петербурге «ЭР-Телеком» присутствует почти три года, подключив к настоящему моменту более 250 тыс. абонентов. На компанию приходится 10 % рынка ШПД и 20 % рынка платного телевидения. Общее количество охваченных домохозяйств – 850 тысяч.

«Это далеко не предел наших желаний и наших возможностей. В ближайшее время, в 2014 году, количество наших абонентов должно составить 500 тысяч, мы должны подключить около миллиона квартир», – поделился планами г-н Григорьев.

Глава аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков подробно рассказал о рынке платного телевидения России. По его словам, на рынок платного ТВ делают сейчас упор практически все операторы, поскольку рынок ШПД считается уже не таким активным. По итогам 2012 года объем рынка платного ТВ превысил отметку в 47,5 млрд рублей, рост за год – почти 20 %. «Мы предполагаем, что это достаточно хороший показатель, он был и в 2011 году. И до 2015 года подобный уровень развития платного ТВ будет сохранен», – говорит г-н Кусков.




Глава аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков



На конец первого квартала 2013 года в России насчитывается 31,7 млн абонентов платного ТВ (годом ранее – 26,6 млн). В агентстве ожидают, что по итогам 2015 года их будет более 37 млн.




Динамика роста числа абонентов платного ТВ



На восьмерку крупнейших операторов платного ТВ в России приходится более 80 % рынка. Возглавляет топ-пять «Триколор ТВ» – с 9,1 млн абонентов. За ним следуют «Ростелеком» – 6,8 млн, МТС – 2,9 млн, «ЭР-Телеком» – 2,4 млн и «Акадо-Телеком» – 1,1 млн. Оставшиеся три – «Орион Экспресс», «Билайн», «НТВ+». Операторы сейчас привлекают абонентов в том числе возможностью просмотра HD-каналов, число которых за последние годы выросло в три-четыре раза. Сейчас в России максимальный пакет каналов HD-качества предоставляет «ЭР-Телеком» – 44 канала. 


Руководитель группы клиентской поддержки «TNS Россия» Екатерина Кузнецова поделилась собранными компанией статистическими сведениями о просмотре телевидения в стране. Она говорит, что телеканалы не теряют аудиторию: за два года ее размер не изменился, однако время контакта снизилось для традиционных медиа и выросло для Интернета. Так, если в 2010 году на просмотр ТВ зрители в среднем за сутки тратили 5 часов 21 минуту, то в 2012 году – 4 часа 52 минуты; с Интернетом, наоборот, время, потраченное на просмотр в сети, выросло с 1 часа 57 минут до 2 часов 09 минут. В компании TNS прогнозируют дальнейшее увеличение времени, проведенного зрителями в Интернете.




Руководитель группы клиентской поддержки «TNS Россия» Екатерина Кузнецова



Аудитория телевидения зрелая – зрителями являются люди после 42 лет. Аудитория Интернета же в большей степени молодежная. «За последние семь лет аудитория телеканалов сильно «постарела», она смещается в сегмент пенсионеров», – отмечает Екатерина Кузнецова.

Она рассказывает о тенденции медиафрагментации: «Если раньше все сидели в одной комнате перед телевизором после ужина и смотрели одну телепередачу, то сейчас каждый сидит со своим «девайсом» и потребляет тот контент, который ему интересен и нужен». Люди распределяют свое внимание к медиа на несколько разных носителей. Представитель TNS упомянула о топе трансляций на телеканалах. Оказалось, что самое популярное телесобытие года – новогоднее обращение президента. Специфика Петербурга – здесь очень хорошо смотрят футбольные матчи. Также в топ-10 попал проект Первого канала «Голос», его смотрело 40 % аудитории, что является очень большим показателем.

Директор по маркетингу «Дом.ru» Андрей Чазов попытался оспорить распространенное мнение о том, что в России и мире уже почти не смотрят телевизор. По его данным, объем рынка платного ТВ в Европе и в России последние годы находится на подъёме. В Европе в 2012 году он составил 27,7 млрд евро, в России – 45 млрд рублей (39 млрд рублей годом ранее), при этом прогнозируется дальнейший рост. Растет и объем продаж телевизоров. В России в 2010 году их было продано 3 млн штук, в 2011 году и 2012 году – 7 млн штук, прогноз на 2013 год – 9 млн штук.




Директор по маркетингу «Дом.ru» Андрей Чазов



Проникновение телевидения в формате HD в России составляет около 30 %, при этом 45 % домохозяйств имеют телевизор с поддержкой HD. Всего в России сейчас доступно 60 каналов в HD-качестве. Андрей Чазов говорит, что HD-контент накладывает определенные требования на операторов. Нужна хорошая оптическая сеть, лучше всего гибридная. Поэтому «Ростелеком», МТС и другие игроки обновляют свои сети.

На встрече также присутствовали представители телеканалов – директор каналов Discovery Networks в Северо-Восточной Европе Григорий Лавров и директор по маркетингу телеканалов Viasat на территории РФ и стран СНГ Артём Лысов. Они сошлись во мнении, что наличие пакетов HD-каналов является основным драйвером роста в сегменте цифрового телевидения. По озвученным прогнозам, в 2015 году около 7,7 млн домохозяйств в России будут смотреть телевидение в HD-формате (в 2012 году – 1,4 млн домохозяйств).




Встреча «Рыбного места»



Как отметил в беседе с корреспондентом нашего издания Андрей Чазов, «ЭР-Телеком» во главу своей стратегии работы на частном рынке сейчас ставит как раз цифровое телевидение с акцентом на HDTV. «Мы повторяем развитие западного рынка, и через какое то время до России «докатится» такой тренд, как «битва контентов» – операторы борются за пользователя с помощью широкого продуктового ряда, и HDTV, несомненно, здесь занимает не последнее место. Кроме того, мы присматриваемся и к новым каналам, например, HBO – это лидер по трансляции сериалов, но пока в России не представлен».

Интересно, что с этим мнением согласен и бывший маркетолог петербургского (а ранее омского) филиала компании Валерий Коляда (подробнее о его деятельности – см., например, интервью раздела «Дом.ру Петербург» от 30 марта 2012 г.): «Полностью разделяю точку зрения, что сейчас основной тренд развития – это цифровое телевидение, и в том числе HDTV. По опыту своей работы в «ЭР-Телекоме» отмечу, что в компании всегда тщательно следили за развитием западных рынков, а Россия, как известно, с некоторым отставанием, повторяет его».

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг

Ключевые слова: HDTV, Дом.ру