Члены Экспертного совета утвердили дополнительные меры по поддержке региональных изданий. В частности, они включают в себя сохранение тарифов на доставку ежедневных газет на уровне 2014 года, снижение в два раза — до пяти тысяч экземпляров — порогового тиража региональных СМИ, которые могут претендовать на получение 17%-й скидки на доставку подписных изданий. Говорилось также о проведении с 26 февраля по 7 марта 2015 года Всероссийской декады подписки по ценам ниже уровня 2014 года, в рамках которой «Почта России» снизит цену на 5% для федеральных изданий и на 10% — для региональных и местных СМИ.
Экспертный совет обратился с просьбой к Минкомсвязи России разработать совместно с «Почтой России» критерии отбора печатных СМИ, которые могут претендовать на льготные тарифы на подписку, учитывая, что сегодня под установленные скидки проходят не только социально значимые издания.
По итогам заседания Экспертного совета были согласованы дальнейшие действия по поддержке региональных печатных СМИ.
Замглавы Минкомсвязи России Алексей Волин представил членам Экспертного совета антикризисный план развития медиаиндустрии, разработанный министерством и представленный ранее руководству Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ), — http://minsvyaz.ru/ru/events/32673/.
«Министерство разработало комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации в отрасли и поддержку отечественных средств массовой информации. План состоит из двух основных задач, которые необходимо решить в сложившейся ситуации: меньше тратить и больше зарабатывать. Мы считаем неправильным в текущей экономической ситуации обращаться за финансовой поддержкой в правительство. Поэтому на сегодняшний день главная задача состоит в том, чтобы отрасли дали возможность зарабатывать. В том числе речь идет о либерализации рекламного рынка», — сказал Алексей Волин.
Участники Экспертного совета поддержали данный антикризисный план, а также предложили включить в него список мер по либерализации рекламного рынка, отмену запрета на рекламу медицинских услуг в СМИ.
Одобрил Экспертный совет и идею разрешить рекламу алкоголя и увеличить долю рекламных полос в печатных СМИ. Члены Экспертного совета понимают, что в случае принятия данных поправок это не даст мгновенного эффекта, но позволит в перспективе привлекать дополнительные средства на развитие редакций.
В целом в рамках третьего заседания Экспертный совет поднял целый ряд проблемных вопросов, с которыми приходится ежедневно сталкиваться в работе печатным СМИ.
В частности, было определено, что возможности импортозамещения в полиграфии крайне ограничены. На сегодняшний день нет реальной возможности заменить пластины для печати и типографские краски на отечественные аналоги из-за отсутствия соответствующего производства. В связи с этим действенным представляется сдерживание роста цен на бумагу, доля которой в себестоимости газет и журналов составляет порядка 70%. Именно поэтому в условиях кризиса назрел вопрос о введении заградительных экспортных пошлин на газетную бумагу.
Обсудили ситуацию и с сетями розничного распространения газет и журналов. Члены совета отметили, что эта сфера нуждается в постоянном контроле и мониторинге, так как на местах постоянно предпринимаются попытки сократить сеть киосков печати или перепрофилировать их в более доходный бизнес. Для привлечения дополнительных средств, повышения конкурентоспособности и, как следствие, поступления налоговых отчислений в бюджет, совет высказался за разрешение продавать табачные изделия в киосках прессы.
Также члены Экспертного совета предложили Минкомсвязи России упростить ситуацию с обязательным экземпляром и внести в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» соответствующие изменения, позволяющие отправлять обязательный экземпляр не день в день, а с недельной периодичностью во избежание нарушений норм действующего законодательства.