"Законопроектом предлагается дополнить статью 13.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях частями 3 и 4, устанавливающими административную ответственность за неисполнение оператором связи обязанности обеспечивать реализацию требований СОРМ в виде "оборотного штрафа" от размера суммы выручки от оказания услуг связи соответствующего вида лицензируемой деятельности, при оказании которых совершено административное правонарушение, полученной на территории субъекта Российской Федерации, где правонарушение было выявлено, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, связанное с неисполнением операторами связи обязанности обеспечивать реализацию требований СОРМ", - говорится в пояснительной записке документа.
Предлагается установить штраф в размере от одной до трех тысячных оборота компании за год, предшествующий отчетному, но не менее 1 млн руб. По действующим нормам штраф составляет 300-500 тысяч рублей. За повторное нарушение новая норма предлагает штрафовать уже в размере от одной до трех сотых от оборота (сейчас – 2-6 млн руб.). В случае принятия, данный закон вступит в силу уже с 1 января 2024 года.
По оценке разработчиков, уклонение от обязанности реализации требований СОРМ, полное или частичное, является довольно распространенным явлением. При этом суды часто принимаются решения о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера для индивидуальных предпринимателей или субъектов малого и среднего предпринимательства, а также при одновременном выявлении нарушений, связанных с реализацией требований СОРМ, по нескольким лицензиям, правонарушитель привлекается к ответственности как за совершение одного административного правонарушения.
"Внесение изменений в федеральный закон (статья 13.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) связано с тем, что не все операторы связи обеспечивают реализацию требований СОРМ, а некоторые не обеспечивают совсем. Введение оборотных штрафов, по замыслу законодателей, должно простимулировать операторов исполнять требования по СОРМ в полном объеме", - уверен независимый эксперт в ИТ и телекоме Вадим Плесский.
"Данная норма скажется на небольших операторах, прежде всего, предоставляющих услуги "последней мили". Для них приобретение полноценного СОРМ действительно весьма накладно. Но у них есть возможность воспользоваться услугами более крупных операторов. Да, эта услуга не бесплатна, и она неизбежно скажется на рентабельности, но она и не разорительна. Штрафы станут дополнительным стимулом для того, чтобы соблюдать требования законодательства о СОРМ. Крупные компании в основном выполняют требования СОРМ, теперь это будут вынуждены делать и тысячи небольших", - считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Кандидат юридических наук, член рабочей группы при правительстве РФ, генеральный директор консалтинговой фирмы "ОрдерКом" Дмитрий Галушко также считает, что данная норма ориентирована на небольших игроков. По его мнению, на количестве игроков новые меры, скорее всего, не скажутся, хотя того, что часть будет поглощена более крупными, эксперт не исключил. Так же, как и попыток сократить издержки за счет других мер, например сокращений штата. "Вместе с тем значительно расширится практика применения разного рода серых схем. Какая-то часть операторов начнет работать по другим организационно-правовым формам, например, как потребительские кооперативы", - отметил он.
"Это последовательные действия исполнительной власти, которые осуществляются с 2005 года по ликвидации малого и среднего бизнеса в сфере связи путем принятия таких нормативных актов, которые по экономическим причинам будут вынуждены добровольно ликвидировать операторский бизнес с передачей активов операторам, уполномоченных государством, - полагает генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи (Ассоциация ОТС), член Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации России Сергей Ефимов. - Такое решение по выдавливанию малых предприятий с сети связи общего пользования не даст ни положительного экономического эффекта для государства ни прибавки для мега-операторов большой пятёрки, а только ухудшит качество и гибкость обслуживания абонентов. Сейчас нужно выработать новую концепцию построения сети, которая будет ориентирован не на прибыльность пятёрки доминирующих, а нацелена на покрытие территорий и обслуживание единой сети связи общего пользования. Приоритетом должна быть не финансовая отдача операторов, а фактическая доступность и устойчивость услуг, которыми будут пользоваться другие отрасли экономики и собственно граждане. При существующем влиянии доминирующей пятерки операторов на формирование политики и принятии нормативных документов отрасли связь направленных на доходность таких доминирующих компаний - это сделать невозможно".
"Те операторы, которые не смогут удовлетворить требования по соответствию СОРМ, уйдут с рынка или будут поглощены конкурентами. В результате мы увидим консолидацию рынка и уход мелких игроков. Следует заметить. что для соответствия требованиям СОРМ нужны инвестиции. И внесение изменений в данный закон может привести к росту тарифов для конечных пользователей", - такой, по мнению Вадима Плесского, может оказаться обратная сторона нововведений.
Яков Шпунт